Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Градостроительство и архитектура Москвы. Часть 6



Приостановленное во время Великой Отечественной войны 1941—45 преобразование и развитие Москвы возобнови­лось в широких масштабах уже с 1945. Озеленялись и благоустраивались пло­щади Пушкина и Свердлова, улица Горь­кого, Садовое кольцо. Интенсивно про­должалось не прекращавшееся и в во­енные годы строительство метрополитена. Раз­вернулась комплексная застройка жилых районов в Измайлове, на Хорошёвском шоссе, на Октябрьском поле, на Песча­ных улицах, начал создаваться крупный жилой район на Юго-Западе. Продолжалась реконструкция главных магист­ралей, бульваров и скверов. Большое значение для планомерной застройки Москвы и создания новых архитектурных ансамб­лей имели разработка 10-летнего плана реконструкции Москвы на 1951—60 (ру­ководитель — архитектор Д. Н. Чечулин) и уч­реждение института магистральных архитекто­ров — «Моспроект» (1950). Застройка ма­гистралей, улиц, кварталов планировалась целостными комплексами, в которых учитывались требования современного градострои­тельства, высокий уровень бытовых удобств и достижения строительной техники. Значительным событием послевоенного градо­строительства явилось сооружение высотных зданий. Размещённые в основном на пересечении радиальных магистралей с Садовым кольцом и рекой Москвой, они подчеркнули радиально-кольцевую струк­туру городского плана и определили новый, выразительный силуэт столицы.

Архитектурная карта

Со второй половины 40-х годов особое внимание уделялось строительству жилищ и зданий культурно-бытового назначения — школ, до­школьных учреждений, больниц и т. д. Осуществление в короткие сроки боль­ших объёмов строительства потребовало внедре­ния в практику типизации и индустриали­зации. Важную роль сыграло типовое проектирование, получившее в 1945—54 значительное развитие. Большие, чем до войны, масштабы приобрело строительство зданий из крупных блоков. Однако основная масса сооружений возводилась по индивидуаль­ным проектам, в ряде случаев проявились стилизаторские тенденции (архитектура Всесоюзной сельскохозяйственной выстав­ки 1954).

Улица Горького
Улица Горького. 1937-39. Архитектор А. Г. Модвинов.

Существенную роль в изменении творческой направленности строительства в Москве сыграло Всесоюзное совещание строите­лей и архитекторов в декабре 1954, наметив­шее пути коренной перестройки архитектурно-строительного дела. Для нового этапа в градостроительстве характерно созда­ние крупных жилых массивов, преиму­щественно на свободных городских землях. Планировка и застройка этих масси­вов ведутся с учётом комплекса функцио­нальных, технико-экономических и эсте­тических требований, в органической связи с природными особенностями террито­рий. Примерами жилых массивов 60-х годов, выстроенных в соответствии с новыми градостроительными принципами, служат район на Рублёвском шоссе и район Химки-Ховрино. Оба комплекса размещены на больших открытых пространствах, где среди зелени свободно располагаются жилые дома, учреждения культурно-быто­вого обслуживания, детские и спортивные площадки. Архитектурная выразитель­ность комплексов создаётся за счёт многообразия пространственной группировки и контрастного противопоставления раз­личных по этажности и протяжённости жилых и общественных зданий, исполь­зованием архитектурных сооружений малых форм, различной окраской домов и применением балконов и лоджий, обогащающих пластику простых объёмов сооружений.

Улица Чайковского
Улица Чайковского.

Для развития новых градостроительных принципов особое значение имеет экспериментальное жилищное строительство, в ходе которого отрабатываются новые приёмы композиции застройки, методы благоустройства и озеленения территории, новые типы жилых и общественных зданий. Так, 9-й экспериментальный квартал Новых Черёмушек, отражая технический уровень строительства своего времени, сыграл положительную роль в дальнейшем раз­витии градостроительной практики. В выросшем по соседству с ним 10-м квартале был внедрён в строительство новый тип жилого дома с развитым общественным обслуживанием. Масштабы и разно­образие экспериментального жилищного строительства непрерывно увеличиваются. Наи­более крупный эксперимент 70-х годов — жилой район (ЭЖР) в Чертанове-Северном. Сооружаются новые жилые районы — Матвеевское, Бибирево, Отрадное, Беляево-Богородское, Чертаново, Тропарёво, Орехово-Борисово, Ивановское, Ленино-Дачное, Ясенево, Загорье. В них осуществляются разработка и про­верка на практике новых приёмов решения социальных, архитектурно-художественных и технических задач, применяются новые прин­ципы планировки и застройки, также мно­гоступенчатое обслуживание жилых райо­нов и микрорайонов, обеспечивающие удобства жизни населения, новые типы жилых домов и зданий культурно-быто­вого назначения. В 1966 приняты технико-экономические основы нового генерального плана Москвы, в 1971 утверждён Гене­ральный план развития Москвы, рассчитанный на 25—30 лет начиная с 1961. По словам Л. И. Брежнева, «этот план по существу определит облик города таким, каким он будет на пороге третьего тысяче­летия» («Известия», 1974, 15 июня, с. 3).

Бибирево
Бибирево. Жилые кварталы.

Одна из особенностей градостроительства конца 50—70-х годов — реконструктивные мероприятия, связанные с транспортными потребностями. Вводятся в строй новые линии и строятся станции метрополитена. Для обеспечения быстроты и безопасно­сти движения сооружены пересечения транспортных и пешеходных потоков на разных уровнях. Реконструируются и прокладываются кольцевые и радиаль­ные магистрали, обеспечивающие удобную связь новых районов между собой и с центром. В 1957—58 проложены Ку­тузовский и Комсомольский проспекты, последний связал центр города с Юго-Западом и крупнейшим в стране спортив­ным комплексом — Стадионом имени В. И. Ленина в Лужниках. В 1964 была завершена прокладка Калинина проспекта, улучшившего связь центра с западными районами столицы. Застроенный по еди­ному композиционному замыслу, проспект представляет собой пространственно раз­витый ансамбль, основными элементами которого являются высотные жилые и администра­тивные сооружения (например, СЭВ здание) и крупнейший в столице общественно-торговый центр, включающий кинотеатр на 3000 зрителей, ресторан, магазины и другие учреждения культурно-бытового обслужи­вания. Значительное место занимают архитектурно-художественные проблемы формирова­ния города. С особенной остротой ставится вопрос об органичном включении в современную застройку историко-архитурных памятников и монументальной скульптуры
.