Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Все подробности СИП-3 на сайте.

Генеральный план развития Москвы

Генеральный план развития Москвы

план, определяющий основные направления развития города на 25—30 лет (считая от исходного 1961). Авторы плана — архитекторы М. В. Посохин, Н. Н. Уллас и другие. Одобрен ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1971. Содержит комплексное решение социальных, экономических, технических и эстетических задач развития города; преду­сматривает дальнейшее развитие Москвы как крупнейшего административного, политического, промышленного, научного и культурного центра страны, в архитектурном облике которого должны найти отражение идеи развитого социалистического общества, соци­альный и научно-технический прогресс Советского государства. Выполнение генерального плана будет способствовать осуществлению поставленной КПСС задачи превращения Москвы в образцовый коммунистический город.

Развитие Москвы намечается в пределах его административной границы — Московской кольцевой автомобильной дороги. Предусматривается дальнейшая специализация промышленности, вывод из города или изменение профиля вредных в санитарном отношении предприятий, а также ликвидация мелких, технически отсталых промышленных предприятий и произодств.

Дальнейшее совершенствование архитектурно-планировочной стуктуры Москвы предусматривает приближение мест жительства к местам работы трудящихся, комплексность решения вопросов труда, быта и отдыха населения, формирование крупных планировочных зон. Намечается реконструкция и развитие общегородского центра (с переходом от моноцентрической структуры к полицентрической — с созданием системы центров, включающей исторически сложившийся центр города и центры периферийных планировочных зон), размещение нового жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства в основном на территориях, свободных от капитальной застройки, а также в сложившейся части города за счёт реконструкции районов старой застройки.

Развитие транспортного узла происходит путём создания системы скоростных дорог большой пропускной способности, систе­мы улиц и магистралей, преемственно развивающей исторически сложившуюся радиально-кольцевую уличную сеть. Дальнейшее развитие получает метрополитен, а также водоснабжение, канали­зация, электроснабжение, теплоснабже­ние, телефонизация.

Важное место отводится охране и улучшению городской среды. Намечено сохранить вокруг Москвы лесопарковый защитный пояс.

Особое внимание обращено на повышение архитектурно-художественного качества застройки. Пространственная композиция Москвы строится на гармоничном сочетании памятников зодчества и новых ансамблей, застроенных территорий и открытых озеленённых пространств. Важная роль в градостроительной композиции отводится рекам Москве и Яузе, вдоль берегов которых размещаются парки, спортивные сооружения, административно-общественные комплексы. Об осуществлении плана см. обзорную статью Градостроительство и архитектура.