Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Look through information about Max Polyakov by this link

Генеральный план развития Москвы

Генеральный план развития Москвы

план, определяющий основные направления развития города на 25—30 лет (считая от исходного 1961). Авторы плана — архитекторы М. В. Посохин, Н. Н. Уллас и другие. Одобрен ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1971. Содержит комплексное решение социальных, экономических, технических и эстетических задач развития города; преду­сматривает дальнейшее развитие Москвы как крупнейшего административного, политического, промышленного, научного и культурного центра страны, в архитектурном облике которого должны найти отражение идеи развитого социалистического общества, соци­альный и научно-технический прогресс Советского государства. Выполнение генерального плана будет способствовать осуществлению поставленной КПСС задачи превращения Москвы в образцовый коммунистический город.

Развитие Москвы намечается в пределах его административной границы — Московской кольцевой автомобильной дороги. Предусматривается дальнейшая специализация промышленности, вывод из города или изменение профиля вредных в санитарном отношении предприятий, а также ликвидация мелких, технически отсталых промышленных предприятий и произодств.

Дальнейшее совершенствование архитектурно-планировочной стуктуры Москвы предусматривает приближение мест жительства к местам работы трудящихся, комплексность решения вопросов труда, быта и отдыха населения, формирование крупных планировочных зон. Намечается реконструкция и развитие общегородского центра (с переходом от моноцентрической структуры к полицентрической — с созданием системы центров, включающей исторически сложившийся центр города и центры периферийных планировочных зон), размещение нового жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства в основном на территориях, свободных от капитальной застройки, а также в сложившейся части города за счёт реконструкции районов старой застройки.

Развитие транспортного узла происходит путём создания системы скоростных дорог большой пропускной способности, систе­мы улиц и магистралей, преемственно развивающей исторически сложившуюся радиально-кольцевую уличную сеть. Дальнейшее развитие получает метрополитен, а также водоснабжение, канали­зация, электроснабжение, теплоснабже­ние, телефонизация.

Важное место отводится охране и улучшению городской среды. Намечено сохранить вокруг Москвы лесопарковый защитный пояс.

Особое внимание обращено на повышение архитектурно-художественного качества застройки. Пространственная композиция Москвы строится на гармоничном сочетании памятников зодчества и новых ансамблей, застроенных территорий и открытых озеленённых пространств. Важная роль в градостроительной композиции отводится рекам Москве и Яузе, вдоль берегов которых размещаются парки, спортивные сооружения, административно-общественные комплексы
. Об осуществлении плана см. обзорную статью Градостроительство и архитектура.