Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

«Модерн»

«Модерн»

стиль в архитектуре конца 19 — начала 20 веков, стремившийся противо­поставить характерным для 19 века эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое миро­ощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля «модерн» — тенденция к комплексно­му решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (с уделением особого внимания оформлению интерьера), изы­сканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы вос­производящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стили­зованные лилии, ирисы, орхидеи) и т. д. нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в про­изведениях Ф. О. Шехтеля. Среди наиболее характерных московских построек в стиле «модерн» — Сандуновские бани (Корпус ма­газинов, 1895, архитектор Б. В. Фрейденберг; Неглинная улица, 14), старое здание МХАТа, бывший дом Рябушинского (ныне Музей-квартира М. Горького), Ярослав­ский вокзал, гостиница «Метрополь» (1899—1903, архитектор В. Ф. Валькотт; внутреннее оформление — А. Э. Эрихсон), дома Миндовского (улица Воровского, 44) и Исакова (Кропоткинская улица, 28) — оба начала 1900-х годов, архитектор Л. Н. Кекушев.

Доходный дом И. П. Исакова
«Модерн». Бывший доходный дом И. П. Исакова на улице Пречистенке (ныне Кропоткинская улица).

В рамках «модерна» (но как особая его разновидность) развивалось национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества [церковь бывшей Марфо-Мариинской обители, 1908—1912, архитектор А. В. Щусев (Большая Ордынка, дом 34а), здание Казанского вокзала и др.].

Литература: Кириченко Е. И., Москва на рубеже столетий, Москва, 1977.