Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Казанский вокзал

Казанский вокзал

(бывший Рязанский), связывает Москву со столицами среднеазиатских союзных республик, городами Поволжья, Урала, Сибири. Построен в 1862—64 на Каланчёвской (ныне Комсомольская) площади первоначаль­но для Рязанской железной дороги; в 1894 стал вокзалом и Казанской железной дороги. Ежесуточно Казанский вокзал принимает и отправляет 72 пары поездов дальнего следования и 192 пары пригородных электропоездов (по двум направлениям — Казанскому и Рязан­скому).

Казанский вокзал
Казанский вокзал.

В конце августа 1890 В. И. Ленин по дороге из Самары в Петербург приехал на тогдашний Рязанский вокзал и здесь впервые ступил на московскую землю. 11 октября 1920 В. И. Ленин и Н. К. Крупская встречали на Казанском вокзале траурный поезд с гробом И. Арманд. Посетив вокзал в мае 1921, В. И. Ленин осматривал здесь санпропускник. Строительство современного здания Казанского вокзала (архитектор А. В. Щусев) началось в 1913 и завершилось в 1940. Облик здания содержит характер­ные черты архитектуры Москвы 17 века и Казани. В оформлении фасада и внутренних поме­щений участвовали Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих и другие. В 50-х годах был сооружён пригородный зал, связан­ный с метро специальным переходом. У входа в центральный зал ожидания — памятник В. И. Ленину (1924). В здании вокзала — станция метро «Комсомольская».