Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Народное образование



В феодальной Москве письменность и образование были привилегией духо­венства и знати. Переписка и перевод книг, подготовка «книжных писцов» из монахов и светских «доброхотов» ве­лись в московских и подмосковных монастырях, княжеских и боярских домах. Мальчиков обучали «книжным хитростям» в мона­стырских и церковных школах и на основе «ряда» (договора) у частных мастеров грамоты. Деловые бумаги (завещательные письма, межкняжеские договоры и другие), летописи, летописные своды конца 14 — начала 15 веков свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические произведе­ния — «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом побоище» и др.

С конца 15 века, когда Москва превратилась в столицу Русского централизованного государства, грамотность и образование всё глубже проникали в среду дворянства и состоятельных слоёв купеческого и ремесленного населения. Для приказов, новых административных учреждений требовались образованные дьяки, подьячие, переводчики, писцы. Большое влияние на развитие культуры и просвещения оказало возникновение в середине 16 века книгопечатания в Москве (см. Книгоиздание). Росло число школ грамоты при монастырях, цер­квах и частных (мастеров грамоты). Сто­главый собор 1551 принял постановление об увеличении числа начальных школ, руководимых духовенством, и училищ для под­готовки служителей культа. Новым потребностям государства служили школы повы­шенного образования (грамматические, греко-латинские и другие), в которых изучались славянская грамматика, литература, риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648 боярин Ф. М. Ртищев открыл школу «словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском монастыре, в 1653 под руководством Епифания Славинецкого начала работу школа при Чудовом монастыре, в 1665 — «школа для грамматического уче­ния» Симеона Полоцкого при Спасском монастыре за иконным рядом (Заиконоспасская), в 1668 — греко-латинская — в Ки­тай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680 — правительственная — при Пе­чатном дворе (типографское училище, свыше 230 учащихся в середине 80-х годов) и другие. В 1687 открыта первая в Москве высшая шко­ла — Эллино-греческая академия, обра­зование в которой имело преимушественно гуманитар­ный характер. Её руководителями и пре­подавателями до 1694 были братья Иоанникий и Софроний Лихуды, затем — Н. С. Головин и Ф. П. Поликарпов. Для обучения наукам и иностранным языкам детей царя, придворных и других крупных феодалов приглашались на дом видные учёные и дидаскалы (учителя). Многие образо­ванные москвитяне хорошо владели литературным слогом, риторикой, иностранными языками, были авторами публицистических произведе­ний (Сильвестр, Ф. В. Курицын, И. С. Пересветов и другие), светских исторических, бытовых и сатирических повестей, исторических сочинений. Хозяйственной необходимостью и тре­бованиями повседневной жизни вызвано появление «Домостроя» (16 век) — свода правил поведения горожанина, книг сош­ного письма (16—17 века) — указаний об измерении пашен, географических карт государства и «Книги Большому чертежу» (1627) — свода географичских сведений о стране, руководства при посылках служилых людей для «государевой службы» и др. В середине 17 века Е. Славинецкий перевёл под названием «Позорище всея Вселенныя...» изложение Вильгельмом и Иоганном Блеу учения Николая Коперника. В ряде рукописных букварей (17 век) приведены образцы деловых бумаг (челобитная, за­ёмная кабала и другие), частных писем, свет­ских притчей, изречений, поговорок. Кни­ги продавались на «торжище», где с 16 века имелся особый книжный ряд.

В 17 веке рукописные учебные пособия (псалтыри, часословы, азбуковники) всё более вытесняются печатными. Для пе­чатных букварей, в которых, кроме азбуки, давались первоначальные сведения по грамматике, арифметике, тексты для чтения, вначале служила образцом первая славяно-русская Азбука Ивана Фёдоро­ва, напечатанная им во Львове (1574) и Остроге (1578). В 17 веке большую популяр­ность получили Букварь В. Ф. Бурцова-Протопопова (1634) и «Букварь языка славенска...» Симеона Полоцкого (1679). Карион Истомин под влиянием идей Я. А. Коменского в своём Букваре (1694) впер­вые использовал иллюстративный мате­риал как наглядное средство для облегче­ния усвоения грамоты. Фёдор Поликар­пов создал Букварь (1701) для «приумно­женных» школ со славянской, греческой и латинской азбу­ками и материалом для чтения на этих языках (прилагался славяно-греко-латинский словарь). Для учебных целей в середине 17 века в Москве переиздаётся «Грамматика» Мелетия Смотрицкого с указаниями Михаила Грека о пользе её изучения (по ней учился М. В. Ломоносов), используется «Грам­матика» Лаврентия Зизания. В 1682 напе­чатано «Считание удобное...» — руко­водство по «цифирной счётной мудрости» с таблицей умножения и простыми дро­бями. В числе 11 тысяч книг, хранившихся в 1649 на складе Печатного двора, поло­вину составляли книги светские, 2900 экземпляров букварей и 441 грамматика. Во 2-й поллвине 17 века издано 300 тысяч букварей, около 150 тысяч псалтырей и часословов. Педагогическая мысль получила отражение прежде всего в учебной литературе. В учебной псал­тыри 1645 помещено «Наказание учите­лям, как обучать детей грамоте», в котором разъяснялся буквослагательный метод обучения. В рукописном пособии Е. Славинецкого «Гражданство обычаев детских» (вторая половина 17 века) излагались правила пове­дения детей в школе, в церкви, во время игр, за столом, при встрече со взрослыми и т. д. В нём, как и в Букваре Кариона Истомина, нашли отражение прогрессив­ные педагогические идеи Я. А. Комен­ского.

В 18 веке развитие школы и просвещения служило утверждению абсолютизма, укреплению власти дворянства, усилению крепостного гнёта. Расширялась прак­тика посылки молодёжи главным образом из дворян для усовершенствования в науках за границу, но основное внимание уделя­лось созданию своих средних и высших учебных заведений. В то же время низшие слои посадского населения обучались гра­моте дома или в приходских школах у дьячков, дети же крепостных крестьян («подлого сословия») в школы не допус­кались.

После перенесения столицы России в Петербург Москва сохранила значение крупного политического, экономического и культур­ного центра. Эллино-греческая академия в 1701 реформирована в Славяно-латинскую академию, в ней усилилась подготовка образованных лиц для церковной и государственной дея­тельности (629 учеников в 1725). Главное внимание в академии уделялось изучению латыни — международного языка науки и дип­ломатии. В 1701 открылось новое специальное учебное заведение — Школа математических и навигацких наук (538 учеников в 17121, ведущую роль в которой играл Л. Ф. Магницкий, автор учебника «Арифметика, сиречь наука числительная...» (1703). Школа готовила специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и других. В том же году была учреждена Пушкарская (артиллерийская) школа (80 учеников в 1704), в 1707 при военном госпитале — Госпитальная школа (50 учеников в 1712), в 1712 — Инженер­ная (90 учеников в 1723). Для изучения латинских и новых западноевропейских языков работала в 1701—15 Разноязычная школа, которой с 1711 руководил Ф. П. Поли­карпов.

Мемориальная доска
Мемориальная доска на здании, стоящем на месте одного из корпусов Славяно-греко-латинской академии (улица 25 Октября, 9).

В условиях всё большего укрепления власти дворянства создавались особые привилегии для обучения и воспитания дворянских детей. Дворяне получили право определять детей в школы или обучать их наукам дома, чем в полную меру вос­пользовалось высшее и среднее дво­рянство, приглашая домашних учителей, особенно из иностранцев. Для детей дво­рян в 30-е годы была открыта Юнкерская школа. Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек (7 пан­сионов в 1785, в 90-е годы — до 20). Куль­турные запросы других социальных групп некрепостного населения, поддерживае­мые демократической интеллигенцией, спо­собствовали открытию новых учебных заведе­ний. Главным событием века в области просвещения стало создание в 1755 Московского университета, в который, по инициативе М. В. Ломоносова, кроме дворян принимались и дети разночинцев. При университете действовала гимназия (1755—1812). В 1779 при университете открылся Благородный пансион (с 1791 самостоятельное учебное заведение).

В 1779—84 при университете действовала 3-годичная Учительская семинария для под­готовки педагогических кадров для университета, его гимназий, Благородного и частных пан­сионов (создана по инициативе Н. И. Новикова). С открытием университета Славяно-ла­тинская академия утратила былое значе­ние центра высшего общего образования и превратилась в высшее духовно-сослов­ное учебное заведение (с 1775 — Славяно-гре­ко-латинская академия, в 1814 преобра­зована в Московскую духовную академию и пе­реведена в Троице-Сергиеву лавру, ныне в городе Загорске). В 1773 при Воспитатель­ном доме (основан в 1764) в интересах купе­чества было учреждено Коммерческое училище (в 1800 переведено в Петербург). Классы «театрального танцевания», основанные при этом доме в том же году, положили начало созданию Хореографического училища. В 1779 открыта Землемерная школа, предшественница Межевого инсти­тута. Для детей купцов, ремесленников, мелких служащих в 1786 были открыты 5-годичное Главное народное училище (288 уче­ников в 1791; с 1804 — Губернская гим­назия, с 1833 — 1-я Московская гимназия) и 6 малых народных училищ (2-годичных). Число народных училищ росло медленно (14 в 1791, 988 учеников). Трудящиеся в своей массе оставались неграмотными (в 1-й половине 18 века среди мастерового и работного лю­да — менее 10% грамотных).

В первой половине 19 века на постановку образо­вания всё более влияли развивавшиеся капиталистические отношения. В 30—40-е годы, кроме 12 приходских (1-годичных) и 3 уездных (2-годичных) училищ (около 2 тысяч учащихся), при некоторых фабриках работали 2-годичные начальные училища (15 в 1848; свыше 1 тысячи учащихся). В 1804 от­крыты Практическая коммерческая академия и Коммерческое училище. В 1815 на средства богатой армянской семьи Лазарян (Лаза­ревых) было учреждено «Армянское Ла­заревых училище» (с 1848 — институт; см. Лазаревский институт восточных языков). В 1822 открыта Земледельческая школа для подготовки приказчиков и управ­ляющих помещичьих имений. В 1825 С. Г. Строганов основал «Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам» (ныне Московское высшее художественно-про­мышленное училище). В 1824 открыт Ка­детский корпус (см. Кадетские корпуса). В 1830 основано Техническое училище (ныне Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана), в 1832 — Художествен­ный класс (ныне Московский государственный художест­венный институт имени В. И. Сури­кова). Частные пансионы (25 в 1839) пред­назначались для детей дворян, крупных промышленников, купцов. Для девочек действовали также институты Ведомства учреждений императрицы Марии — осо­бые для дочерей дворян и для девочек из других сословий: Екатерининский институт, Александровский институт, Елизаветинский институт, Николаев­ский институт; для сыновей дворян — Лицей цесаревича Николая (см. Катковский лицей). Для детей промышленников и купцов в 1835 открыто Мещанское училище — повышенная начальная школа. В первой половине 19 века работали 4 мужские гим­назии с 7-годичным сроком обучения (с 1871 — 8-годичным). В 3-й Московской гим­назии, начиная с 4-го класса, действова­ло реальное отделение, где уделялось особое внимание технологии, товароведе­нию, химии, механике, бухгалтерии. Университет в 1804—59 вёл подготовку учите­лей и преподавателей высших учебных заве­дений в своём педагогическом институте. К 1853 в Москве было 124 учебных заведения (14 тысяч учащихся). В 1858 открыто Мариинское женское училище (с 1862 — Мариинская женская гимназия).

С отменой крепостного права и развитием капитализма встал вопрос о при­способлении просвещения к нуждам промышленности и пореформенного сельского хозяйства. Од­нако распространения знаний среди про­стого народа «сверх необходимого» боя­лись и правительство, и буржуазия. Неграмотность снижалась медленно: в Москве в возрасте 9—49 лет в 1882 было свыше 50% неграмотных, в 1897 — 34,7% , в 1912 — 30%. В начале 70-х годов открыто 8 городских училищ (6 лет обучения). В 1912 открыты высшие начальные училища — 4-годичные повы­шенные начальные школы на базе начальных училищ с 3—4-летним сроком обучения (7 на начало 1917). Правом на образование в средних учебных заведениях (гимназиях, реальных и коммерческих училищах) пользова­лись дети обеспеченных слоёв населения. В 1912 правительственных и частных сре­дних учебных заведений было: 25 мужских гимназий (8-классных), 14 реальных училищ (7-годичных), 3 кадетских корпуса, одно правительственное, одно биржевого коми­тета и 6 частных коммерческих училищ (7—8 лет обучения), 49 женских гимназий, преимущественно частных (7-классных), 2 частных жен­ских коммерческих училища. В начале 1914/15 учебного года работали 752 общеобразовательные школы раз­личных видов (140,2 тысяч учащихся), в том числе 150 средних (42,9 тысячи). Около 140 школ были церковно-приходскими. Учителя го­товились в Московском университете, Университете имени А. Л. Шанявского (основан в 1908 на частные по­жертвования), Педагогическом институте имени П. Г. Шелапутина (основан в 1911 на частные средства), Учительском институте, Учительской семина­рии, Епархиальном женском училище, в 8-х, педагогических классах женских гимназий. Число высших учебных заведений во второй половине 19 — начале 20 веков пополнилось Петровской земледельческой и лесной академией, соз­данной в 1865 (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева), консерваторией (с 1866), Высшими женскими курсами (с 1872), Музыкально-драматическим училищем при Филармоническом обществе (1878, с 1886 — институт; см. Театрального искусства институт государственный имени А. В. Луначарского), Коммерческим институтом (1907, см. Народного хозяйства институт имени Г. В. Плеханова), Институтом пу­тей сообщения (1913, ныне Инженеров железнодорожного транспорта институт). В 1914/15 учебном году было 20 высших учебных заведений (33,9 тысяч студентов).

Потребность в квалифицированных рабочих, мастерах-ремесленниках, технических кадрах обусловила создание 3-годичных низших технических училищ и ремесленных школ и 4-годичных средних технических училищ (гото­вили помощников инженеров), пополняв­шихся: первые — окончившими 3—4-годичные начальные училища, вторые — окончив­шими повышенные начальные училища (2-классные, городские, высшие начальные) и 4—5 классов реальных училищ. Большинст­во этих профессиональных учебных заведений создавалось по частной инициативе об­ществ и отдельных лиц. В 1913 в низших технических училищах и ремесленных школах обучалось 3,2 тысячи человек; в 22 средних специальных учебных заведениях (технических и других профессиональных) в начале 1914/15 учебного года — 6 тысяч. В числе средних специальных учебных заведе­ний было 5 промышленных и строи­тельных, 1 сельскохозяйственное, 7 медицинских, 2 про­свещения, 7 искусства. В 1895 сёстрами Гнесиными открыто Музыкальное училище (ныне Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных). Главным путём овла­дения специальностью («выхода в люди») для большинства детей трудящихся оста­валась их непосредственная «выучка» на фабриках, в ремесленных мастерских и тор­говых заведениях, где господствовала безжалостная эксплуатация труда «фаб­ричных учеников» и «мальчиков в услу­жении».

После Октябрьской революции 1917 Коммунистическая партия поставила задачу создать новую, социалистическую систему народного обра­зования, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в ору­дие коммунистического преобразования об­щества. Система народного образования в Москве начала перестраиваться на со­циалистических принципах. В 1920 создан Московский отдел народного образования (МОНО; до этого — культурно-просветительский от­дел Моссовета). Первоочередными стали задачи ликвидации неграмотности, борь6а с детской беспризорностью, расшире­ние школьной сети для подготовки к вве­дению всеобщего обязательного началь­ного обучения детей. Создавались школы и кружки ликбеза (ликпункты), начали работу Московская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, добровольные общества Друзей грамоты, «Долой неграмотность» и другие. В 1920 обучалось 22 тысячи неграмотных рабочих, кустарей-ремесленников и домработниц. В 1926 грамотные составляли 91,5% (в возрасте 9—49 лет), в 1939 — 97,5%. Детская беспризорность была ликвидирована к концу 20-х годов.

Дошкольное воспитание. До 1917 в Москве было 12 детских садов на основе частной инициативы, из них 2 бесплатных для детей рабочих, органи­зованных на благотворительные средства. Пер­вый советский детский сад в Москве был от­крыт в апреле 1918 для детей рабочих Миус­ского трамвайного депо, в том же году — при фабриках «Трёхгорная мануфактура» и «Большевик», заводе «Динамо» и др. В конце 1918 имелось 76 детских садов (около 3,5 тысяч детей); в 1921 — 296 (15,2 тысяч), в 1940 — 1044 (72,3 тысячи детей). С 20-х годов начали открываться также детские ясли (в 1940 — свыше 400, около 53 тысячи мест). С 1959 создаются ясли-сады. В 1978 было 2159 детских садов и яслей-садов (339,4 тысяч мест).

Ясли
Ясли № 346 Волгоградского района. В одной из групп.

Общеобразовательная школа. Несмотря на тяжёлые последствия Гражданской войны, в 20-х годах рас­ширилась сеть общеобразовательных школ. Раз­вернулась работа по политическому воспитанию учителей, повышению их квалификации. В 1919 открылась Академия социального воспитания (с 1923 — Академия коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской). Учительские кадры также готовили педагогический факультет 2-го МГУ, Центральный институт организаторов народного образования, Индустриально-педагогический интитут имени К. Либкнехта (1923— 1943), педагогические курсы, педагогические техникумы. В 1927 в Москве открылись первые советские школы-новостройки — ныне 56-я школа Киевского района и 494-я школа Пролетар­ского района. Важную роль в разработке содержания и методов обучения советской школы сыграли городское отделение 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР, руководимой С. Т. Шацким, опытно-показательные школы (имени А. Н. Радищева, 1-я, 2-я, 3-я школы МОНО и другие; существовали до 1937). В 1929/30 учебном году обучалось 96% всех детей начального школьного возраста. В 1930/31 учебном году в Москве было осуществлено все­общее обязательное начальное обучение детей (по стране — к 1934) и вводилось всеобщее обязательное 7-летнее (в основном осуществлено в 1937). С 1931/32 учебного года началось обучение детей с 7-летнего воз­раста в так называемых нулевых группах школ. Учи­телей готовили созданные в 30-е годы 5 но­вых педагогических институтов: Государственный педагогический (ныне имени В. И. Ленина), Областной пе­дагогический (ныне имени Н. К. Крупской), Городской педагогический (с 1946 имени В. П. По­тёмкина, существовал до 1960), Государственный педа­гогический дефектологический (в 1938—1942), Педагогический институт иностранных языков (ныне имени Мориса Тореза). Открылись Курсы по­вышения квалификации руководящих работников отделов народного образования, Городской институт усовершенствования учителей. МГК ВКП(б) и Моссовет в 1935 приняли решение о массовом строительстве новых типовых школьных зданий. В 1935—40 построено 379 школ, что дало возможность ликвидировать трёхсменность занятий. Совершенствовалось обучение основам наук, политехническое образование, идейно-политическое воспитание, углублялась работа комсомольских и пионерских организа­ций, разрабатывалась система воспита­ния общественной активности учащихся. Успешно в этом направлении работал, например, педагогический коллектив 110-й школы, которой с 1925 руководил заслуженный учитель школы РСФСР И. К. Новиков. К концу 30-х годов большинство школ стало деся­тилетними. В 1939/40 учебном году работало 689 средних общеобразовательных школ (618,8 тысяч учащихся), около 22 тысяч учителей. 38 учителям присвоено звание заслужен­ного учителя школы РСФСР.

В годы Великой Отечественной войны с июля 1941 началась массовая эвакуация школь­ников в глубь страны, где они продол­жали учиться и воспитывались в интернатах. Свыше 20 тысяч старшеклассников участ­вовали в строительстве оборонительных сооружений. Ушедших на фронт москвичей на заводах заменили 28 тысяч подростков. Московские школьники Зоя и Александр Космодемь­янские удостоены звания Героя Советского Сою­за, их имена присвоены 201-й школе, в которой они учились. После завершения Московской битвы в Москве возобновились учебные занятия, с 1943 началось возвращение школ из эвакуации. В сентбре 1942 работало 295 школ (176 тысяч учащихся), 379 школ в 1943, 453 в 1944.

В целях реализации задачи постепенного перехода к всеобщему среднему обра­зованию число средних школ увеличива­лось, начальных и неполных средних школ резко сокращалось. В 1957 из 866 школ 663 стали средними (на 880 мест каждая). С 1955 создавались группы про­длённого дня, в 1956 открылись первые 13 школ-интернатов (свыше 2 тысяч учащихся). В 1959 в основном было осуществлено всеобщее обязательное 8-летнее обучение. Школьное образование приводилось в со­ответствие с современным уровнем развития нау­ки, техники и культуры, в связи с чем в 1965/66 учебном году начался переход на новые программы и учебные планы.

Советская школа
Школа № 377 Первомайского района. Урок в первом классе.

По актуальным проблемам обучения и воспитания совместная работа стала вестись АПН СССР, Мосгороно (ныне Главное управление народного образования Мосгорисполкома), школами, Институтом усо­вершенствования учителей. В экспери­менте «Современный урок» в 1969/70 учебном году участвовало 90 школ, 106 учителей, 45 научно-педагогических работников. Новые учебные программы подняли уро­вень научного и политехнического образования и трудового обучения. Для уча­щихся 4—8-х классов было оборудовано (к 1978) 1900 мастерских, основная масса старшеклассников (свыше 70,5 тысяч учащихся 9—10-х классов) ежегодно стала проходить трудовое обучение в межшкольных учебно-производственных комбинатах, свыше 9 тысяч — в учебных цехах предприятий, свыше 2 тысяч — в кабинетах автодела.

В начале 1976/77 учебного года в столице работали 1203 общеобразовательные школы (846 тысяч учащихся). Задача укрепления в школах связи между общим образованием и тру­довым обучением и воспитанием выдвинута постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, вос­питания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977). В Москве в основном осуществлено всеобщее среднее образование, которое, кроме общеобразовательных школ, да­ют средние профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения. В коммунистическом воспитании учащихся принимают активное участие внешкольные детские учреждения.

Профессионально-техническое образование. В 1920—1940 основным типом профессионально-технической шко­лы стала школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно с 2—4-годичным сроком обучения, в которой наряду с профессиональной подготовкой давалась общеобразователь­ная. В 1919 все профессиональные школы и курсы были переданы в ведение культурно-просветительского отдела Моссовета (с 1920 — МОНО). Эти школы открывались при крупных пред­приятиях для молодежи 14—18 лет. Например, при «Трёхгорной мануфактуре» в школе ФЗУ, основанной в 1921 (ныне ПТУ № 106), свыше 300 учащихся осваивали профес­сии ткачей, отделочников, раклистов, гра­вёров, электромонтёров и др.; в 1931 со­здана школа ФЗУ (ныне ПТУ № 11) при ГПЗ-1 и др. В 1930—39 обучение в шко­лах ФЗУ в основном велось на базе 7-лет­ней школы; находились они в непосредственном подчинении предприятий.

Школа бортпроводниц
Школа бортпроводниц Шереметьевского аэропорта. В лигафонном кабинете.

В 1940 созданы Государственные трудовые резервы СССР. Школы ФЗУ реорганизовались в ремесленные и железнодорожные училища с 2—3-годичным сроком обучения для молодёжи 14—17  лет, как правило, с 7-летним образова­нием. Открывались школы фабрично-за­водского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения для молодёжи 16—18  лет. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. В годы Великой Оте­чественной войны новая система подготовки рабочего пополнения была приспособлена к потребностям обороны. Учащиеся заме­нили рабочих, ушедших на фронт. К 1948 действовало 80 ремесленных училищ и 45 школ ФЗО. В 40—50-е годы система тру­довых резервов Москвы совершенствова­лась, вводилось обучение новым профес­сиям.

С 1959 все училища и школы системы трудовых резервов преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ), в которых стала обучаться молодёжь, окончившая 8—10 классов. В 1966 было 128 ПТУ (40,6 тысяч учащихся), в 1978 — 175 (95,9 тысяч учащихся), из них 117 средних ПТУ (65,7 тысяч учащихся), где наряду с профессиональной подготовкой учащиеся получают общее среднее образо­вание. В условиях перевооружения технической базы производства средние ПТУ (основаны в 1969) становятся основной школой подготовки технически грамотного рабочего с закон­ченным общим средним образованием. Для учащихся, окончивших среднюю общеобразовательную школу, с 50—60-х годов организована сеть технических училищ, которые в течение 1—2 лет готовят квалифицированных рабочих по профессиям, требующим законченного среднего образования. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенст­вовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-тех­нического образования» (1977) опреде­лило пути развития этой системы на современном этапе. В столице открыт Центральный дом культуры учащихся профессиональ­но-технического образования, созданы спортивное общество «Трудовые резервы», Го­родской ансамбль песни и пляски проф­техучилищ.

Среднее специальное об­разование. С 1920 на базе 7-летней школы был создан новый тип средней профессиональной школы — техникум, где стали го­товить специалистов средней квалифика­ции для всех отраслей народного хозяйства, здраво­охранения, культуры и просвещения (с 1937 техникумы непроизводственных про­филей назывались училищами). В 1923 было 37 техникумов (около 12 тысяч учащихся). В 30-х годах сеть техникумов (училищ) рос­ла, техникумы прикреплялись к соот­ветствующим предприятиям. С введением всеобщего обязательного начального обучения увеличилось число педагогических техникумов (учи­лищ). В 1940/41 учебном году работало 116 тех­никумов и училищ (40,2 тысяч учащихся). С 1959 средние специальные учебные заведения рабо­тают на базе 8-летней школы; окончившие 10 (11) классов принимаются на сокращён­ный срок обучения (2—3 года). В течение 3—4-летнего курса обучения учащихся техни­кумов и училищ наряду с профессиональной подготов­кой получают общее среднее образование. В 1978/79 учебном году работало 140 средних спе­циальных учебных заведений (около 216 тысяч учащихся).

Высшее образование. Октябрьская революция открыла трудящимся широкий доступ к высшему образованию. Для их подготовки к обучению в вузах создава­лись рабочие факультеты (рабфаки). Пер­вые рабфаки начали действовать в 1919 в Москве при Институте народного хозяйства (ныне имени Г. В. Плеханова) и МГУ. В 1921 было 8 рабфаков (свыше 7 тысяч студентов), в 1925 — 17 (около 10 тысяч). В 1924 в вузах обучалось около 55 тысяч студентов, среди нового приёма студентов МГУ 70% со­ставляли дети рабочих и крестьян. Наряду с русскими стали обучаться студен­ты многих других национальностей (в МГУ, например, в 1927 — студенты 42 на­циональностей). В 1925 в 36 москов­ских вузах обучалось 1236 студентов из национальных республик, в 1926 — 2327.

Рабфак
Б. В. Иогансон. «Рабфак идёт». 1928.

В первые послереволюционные годы были созданы 2-й МГУ, Ветеринарный институт (ныне Ве­теринарная академия имени К. И. Скряби­на), Горная академия, Инженерно-строи­тельный институт (ныне имени В. В. Куйбы­шева), Текстильный институт, Государственный цент­ральный институт физической культуры, Химико-технологический институт имени Д. И. Мен­делеева, Электротехнический институт связи и другие. Начиная с 1923 при ряде ву­зов открывается аспирантура.

В 30-е годы создаются институты: Авиацион­ный, Автомеханический, Автодорожного транспорта, Горный, Инженеров сельского хозяйства, Механизации и электрификации сельского хозяйства, 2 медицинских, 5 педагогических, Поли­графический, Стали, Станкоинструментальный, Торфяной, Химического машино­строения, Энергетический и другие. При некоторых наркоматах работали академии — Промышленная, Транспортная, Плановая и другие, в которых готовился руководящий состав для различных отраслей народного хозяйства. Широкое развитие получила система под­готовки кадров без отрыва от производства (вечерняя и заочная формы высшего обра­зования).

К 1941 в вузах училось 95 тысяч студен­тов. В первые годы Великой Отечественной войны (1941—42) большинство вузов ра­ботало в эвакуации, в Москве оставалось 27 вузов (23,4 тысячи студентов). С 1943 началось возвращение вузов в Москву. В 1943/44 учебном году работало 65 вузов (76 тысяч студентов), к началу 1945 — 72 (94 тысячи студентов).

Лекция
1-й Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова. Лекция в аудитории.

В 60—70-е годы в столице созданы вузы по новым направлениям науки и техники: Радиотехники, электроники и автоматики, Электронного машиностроения, Электрон­ной техники, Управления. В 1978/79 учебном году работало 75 вузов (632 тысячи студентов). В составе студентов столичных вузов в 1978/79 учебном году 52% женщин. В вузах учатся представители всех националь­ностей СССР.