Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Вагоноремонтный завод имени В. Е. Войтовича

Вагоноремонтный завод

имени В. Е. Войтовича (шоссе Энтузиастов, 4), основан в 1868 как Главные вагонные мас­терские Московско-Курской железной дороги (казённые). На заводе ремонтируются пассажирские железнодорожные вагоны, выпускаются роликовые колёсные пары, вагоны-лаборатории и пр.

Первый рабочий кружок (около 30 человек) создал здесь в 1881 рабочий-революцио­нер С. Н. Халтурин. В 1894 при участии А. И. Ульяновой-Елизаровой и её мужа М. Т. Елизарова был организован социал-демократический кружок, которым руководил член Московского «Рабочего союза» А. Д. Осеев. Большевистская группа начала оформляться в 1903 (во главе С. П. Смирнов, В. С. Степанов, М. В. Клюев). Боевая дружина под руководством С. П. Смирнова актив­но участвовала в Декабрьском вооружённом восстании 1905. В 1907 проходили забастовки, митинги. В начале 1917 в мас­терских создан отряд Красной Гвардии. В числе организаторов военной подготовки был В. Е. Войтович. В Октябрьские дни 1917 красногвардейцы участвовали в боях на улицах Москвы, в штурме Кремля, во время которого погиб Войтович. В честь него у проходной установлена стела (1967) и мемориальная доска в цехе. 19 июля 1918 мастер­ские посетил В. И. Ленин и выступил на митинге (памятник на территории завода, 1925). Среди трёх депутатов Моссовета от мастерских в 1920 был К. А. Тимирязев.

В 1929 мастерские реорганизованы в завод, которому присвоено имя Войтовича. В 30-е годы разработаны система смазки вагонных букс, межвагонное электросоединение, автосцепка. В 1941 завод был ча­стично эвакуирован в Красноуфимск. В 1941—45 выпускал снаряды, детали к  «Катюшам», бронепоезда, санитарные и банно-прачечные поезда. Многие работники завода ушли в Красную Армию, свыше 100 человек — в народное ополчение (погибшим в Великую Отечественную войну на территории завода установлен обелиск, 1968). Бывшему слесарю завода лётчику А. Я. Ефремову присвоено звание Героя Советского Союза. В первые послевоенные пятилетки освоен поточный ме­тод ремонта. В 70-х годах построен цех для ремонта железнодорожных вагонов международного класса. В 1979 на заводе было свыше 1200 ударников и 102 бригады коммунистического труда. 35 работников удостоены правительственных наград. Завод награждён орденом Трудового Красного Знамени (1968). Имеются музей революционной, боевой и трудовой славы (1970), клуб, спортивные сооружения
.