Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Церкви

Церкви

1) особый тип религиозной организации (см. в статье Религиозные общества). 2) Памятники архитектуры. Пер­воначально в Москве строились толь­ко деревянные церкви. Одной из первых каменных церквей был заложенный в конце 13 века Успенский собор в Кремле (не сохранился). В московских церквях 14—15 веков получил дальней­шее развитие распространённый во владимиро-суздальском зодчестве 12—13 веков тип крестово-купольного 4-столпного, 3-апсидного, крытого позакомарно храма с притворами и шлемовидным купо­лом (церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле, 1393; сохранилась до половины высоты стен). В 15 веке характер­ной особенностью московской культовой архитектуры становится: постановка храма на высокий цоколь или подклет (Ризположения церковь в Кремле), светлые и просторные внутренние пространства, полу­ченные за счёт широкой расстановки стол­бов и применения приподнятых подпружных арок, живописный переход от основного объёма к барабану посредством ярусов закомар и кокошников (Спасский собор Андроникова монастыря). В 15—16 веках строились главные соборы Кремля.

В конце 15—16 веках для Москвы особенно типично строительство небольших бесстолпных, 1-апсидных, с крещатыми сводами церквей (Зачатия Анны церковь, Трифона в Напрудном церковь, Антипия церковь и других); однако в этот же период возводят­ся и большие монументальные церкви (Смолен­ский собор Новодевичьего монастыря), а также величественные шатровые церкви (Вознесения в Коломенском церковь). Строительство ряда церквей приурочивалось к важным историческим событиям, так церковь Всех святых на Кулишках (ныне площадь Ногина, 2) построена в ознаменование победы на Куликовом поле (современное здание — 16—17 веков), Покровский собор — в честь взятия Казани.

Наметившееся ещё в 16 веке стремление к богатству и разнообразию архитектурных форм и декора достигло наивысшего расцвета в сложных по композиции и силуэту церквей 17 века (на подклете или двухъярус­ных, с обширными трапезными придела­ми, нарядными крыльями и т. д.), обиль­но украшенных белокаменной резьбой, фи­гурной кирпичной кладкой, цветными изразцами, раскраской в несколько цветов (Троицы в Никитниках церковь, Рож­дества Богородицы в Путинках церковь): тогда же многие московские церкви по­лучили шатровые колокольни. В конце 17  века строились многоярусные церкви в нарыш­кинском стиле (Покрова в Филях церковь).

Расцвет церковного строительства в 17 веке частично был обусловлен ростом мос­ковских слобод, каждая из которых имела свою церковь.

В первой половине 18 века в стиле церковных зданий преобладает барокко («Меншикова башня», Иоанна Воина церковь, Климента папы римского церковь), во второй половине 18 — начале 19 веков — классицизм (Филиппа Митрополита церковь, Боль­шого Вознесения церковь). С середины 18 века Москва была центром епархии московской и в административно-церковном отношении делилась на 6 «сороков» (выражение «московские сорок сороков» — гипербола; число церквей в Москве никогда не превышало нескольких сотен). В начале 19 века в Москве было около 330 церквей (не считая домовых церквей, часовен и монас­тырей). При пожаре 1812 сильно постра­дали 122 церкви (7 из них не были восстановлены). В 1860-х годах в Москве было 326 церквей (не считая домовых), из них — 7 собо­ров, 18 монастырских, 8 кладбищен­ских; 4 церкви были деревянными.

Во второй четверти 19 — начале 20 веках распрост­раняются церкви, стилизованные в духе византийского и (позднее) средневекового московского или псковско-новгородского зодчества (Христа Спасителя храм; церковь Покрова Богородицы Марфо-Марьинской обите­ли, 1908—12, архитектор А. В. Щусев). К 1914 в Москве было около 450 церквей (в том числе 9 соборов, 25 монастырей, 50 домовых), которые играли значительную роль в формиро­вании московского градостроительного силуэта.

После Октябрьской революции большинство церквей перестали быть культовыми сооружениями. В ряде бывших церквей созданы музеи или выставочные залы. Большинство церквей взято под государственную охрану как памятники архитектуры. Ведутся работы по их ре­ставрации
.

Литература: Москва. Памятники архитектуры XIV—XVII вв., [Альбом, текст М. Ильина, фото А. Александрова, Э. Стейнерта], Москва, 1973; Москва. Памятники архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., [Книга — альбом], текст М. Ильина, фото А. Алек­сандрова, т. 1—2, Москва, 1975.