Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Запчасти Ивеко купить оптом автозапчасти Caterpillar от 1650 рублей, компания "East China Automobile

Метрополитен имени В. И. Ленина

Метрополитен

имени В. И. Ленина. Первый из известных проектов московского метро был эскизно разработан в 1901. В 1902 русский инженер П. И. Балинский пред­ложил проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Твер­ской заставой (ныне площадь Белорусского вокзала) подземной линией, а через Крас­ную площадь и у Пушкинской площади поезда наме­чалось пустить по эстакаде. До Первой ми­ровой войны (1914—18) предлагались и другие проекты. В годы Советской вла­сти вопрос о строительстве московского метро был поднят в 1922. В 1925 был разрабо­тан проект так называемого Мясницкого радиуса, но он не удовлетворял потребности москви­чей в транспорте и не был принят. Из-за неприемлемых условий были отклоне­ны предложения некоторых зарубежных фирм.

Решение о строительстве метрополитена в столице было принято на Июньском (1931) пленуме ЦК ВКП(б), в том же году «Метрострой» начал строительство. Первая очередь с 13 стан­циями от Сокольников до ЦПКиО имени Горького и Смоленской площади была открыта 15 мая 1935; протяжённость линий со­ставляла 11,6 км, среднесуточные пере­возки — 177 тысяч пассажиров.

Схема московского метро в 1980 году

С начала строительства метрополитена его станции создавались как пространственно протяжён­ный архитектурный комплекс монументальных сооружений большого общественного значения. В проектировании станций метрополитена уча­ствовали видные советские архитекторы (В. Г. Гельфрейх, И. А. Фомин, А. В. Щусев и другие), которые стремились не только создать наиболее комфортабельные усло­вия для пассажиров, но и придать каж­дой станции индивидуальный архитектурный облик. Торжественные, мажорные по наст­роению художественные комплексы метрополитена укра­шены статуями и рельефами, монумен­тально-декоративными композициями (живопись, мозаики, витражи). Подбор различных облицовочных материалов в сово­купности образует богатую колористическую гамму. При облицовке станций метрополитена были использованы свыше 20 видов мрамора из различных месторождений Урала, Алтая, Средней Азии, Кавказа, Украины и др., а также лабрадор, гранит, порфир, родонит, оникс и другие материалы. Лучшие традиции ху­дожественного оформления метрополитена продолжены работающими в этой области архитекто­рами и художниками в 60—70-х годах (См. также статьи об отдельных станциях и линиях метрополитена).

В годы Великой Отечественной войны более полутора тысяч работников метрополитена ушли в Красную Армию, народное ополчение (в подразделени­ях метрополитена установлены два обелиска Вечной славы 287 погибшим в Великую Отечественную войну). В производственных мастерских было налажено изготовление мин и гранат. Метрополитен использовался как бомбоубежище.

Одно из депо Метрополитена
Одно из депо Метрополитена.

К 1980 число станций на восьми линиях метрополитена (Кировско-Фрунзенская, Арбатско-Покровская, Горьковско-Замоскворецкая, Кольцевая, Калужско-Рижская, Филёвская, Ждановско-Краснопресненская и Калининская) достигло 114. Среднесу­точные перевозки — около 6 млн. человек, или почти 40% от городских перевозок пас­сажиров всеми видами городского транспорта. 28 марта 1979 метрополитеном воспользовались свыше 7,8 млн. пассажиров. К 20 декабря 1976 метрополитеном было перевезено 40 млрд. человек. Метрополитен харак­теризуется большой интенсивностью дви­жения (в часы максимальной нагрузки интервалы между электропоездами сокращаются до 80 секунд) и высокими скоростями движе­ния поездов — на отдельных участках до 90 км/ч, а с учётом остановок около 40 км/ч. Безопасность движения обес­печивается системой сигнализации, цент­рализации и блокировки с автоматической остановкой поезда в случае запрещающего сигнала светофора. С 1976 на поездах устанавливаются автоматические устройства, позволяющие перейти на обслуживание этих поездов одним машинистом (без помощника). Для создания максимальных удобств пассажирам на большинстве стан­ций метрополитена установлено около 350 эскала­торов.

В 1979 на метрополитене было свыше 13 тысяч ударников коммунистического труда. Многие работ­ники удостоены правительственных наград, в том числе машинист А. М. Белов — звания Героя Социалистического Труда. 76 работников награж­дены орденами Ленина, в том числе 12 — дважды; среди них бывший начальник метрополитена А. Ф. Новохацкий, первая в мире жен­щина-машинист З. П. Троицкая (впоследствии заместитель начальника метрополитена). В 1955 метрополитену присвоено имя В. И. Ленина. Метрополитен награждён орде­ном Ленина (1947). С 1967 имеется музей боевой и трудовой славы (расположен над вестибюлем станции «Спортивная» у выхода к Лужникам). Многотиражная газета «Московский метрополитен» (с мая 1935); названия менялись, первоначально называлась «Со­ветское метро». При метрополитене имеется техническая школа для подготовки специалистов массовых профессий (в том числе машинистов) для других метрополитенов СССР и некоторых социалистических стран.