Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

«Метрострой»

«Метрострой»

(Управление государственного строительства Московского метрополитена), основано в 1931. Первая шахта появилась в том же году на Русаковской улице (мемориальная доска во дворе дома 13). На строительство были направлены 13 тысяч комсомольцев. С тех пор строительство московского метро — Всесоюзная ударная комсомоль­ская стройка. За строительство первой очереди метро Московская комсомольская организация награж­дена орденом Ленина (1935). В 1938 за­кончено строительство второй очереди. В годы Великой Отечественной войны свыше 1300 работников «Метростроя» ушли в Красную Армию, народное ополче­ние. 32 из них присвоено звание Героя Советского Союза; бывшему слесарю, ныне генерал-майору авиации А. К. Рязанову — дважды Героя Советского Союза. (В нескольких подразде­лениях «Метростроя» установлены мемориальные доски погибшим в Великую Отечественную войну.) В годы войны «Метрострой» участвовал в строительстве оборонительных сооружений под Москвой, в Ста­линграде, в восстановлении тоннелей на Кавказе; продолжал строительство московского метро. В послевоенные годы, кроме строительства московского метро, «Метрострой» участвовал в реконструкции и отделке некоторых зданий в Москве (например, Манеж, ГУМ), мемориального комплекса в Волго­граде и др., строил железнодорожные тоннели, помо­гал в строительстве метро в других городах СССР, в Праге.

К 1980 «Метрострой» построил 193,1 км линий и 114 станций московского метро. Строительство велось над рекой Москвой (см., например, Метромост), на поверхности и под землёй, в том числе под рекой Москвой в сложных геологических усло­виях из-за обилия водоносных грунтов. Для преодоления их использовались ис­кусственное понижение грунтовых вод; пря­мая откачка воды (откачивалось до 2500 м3/ч); химическое закрепление грунтов, так называемый кессонный метод (в рабочем прост­ранстве повышается давление воздуха, препятствующее проникновению воды); искусственное замораживание, при котором проходка велась либо непосредственно в замороженном грунте, либо в прост­ранстве, отделённом от окружающих пород льдогрунтовым панцирем. В начале 60-х годов «Метрострой» перешёл к использованию индустриальных методов строительства. Многие станции строились по типовым проектам с применением унифицированных конст­рукций. Были внедрены цельносекционная, обжатая в породу, бетонная монолит­но-прессованная обделка тоннелей, кон­струкции станций глубокого заложения колонного типа и односводчатых станций при открытом способе работ (например, некоторые станции Калужско-Рижской линии), безлюдный способ проходки шахтных стволов. В 70-х годах строительство линий осуществляется как открытым, так и закрытым способами.

В 1979 в «Метрострое» было около 9600 ударников и 513 бригад коммунистического труда. Зва­ние предприятия коммунистического труда присвоено двум коллективам «Метростроя» — механическому заводу № 1 (1961) и СМУ-9 (1968). За успехи в строительстве московского метро 11 работников удостоены звания Героя Социалистического Труда (среди них — В. Д. Полежаев, Ю. А. Кошелев, заместители начальника «Метростроя» Т. В. Фёдорова, П. А. Новожилов, А. С. Суханов и другие). 131 работник награждён орденами Ленина, а бригадир проходчиков А. Л. Яремчук (впоследствии заместитель начальника «Метростроя») — дважды. «Метрострой» награждён орденом Ленина (1939), орденами Трудового Крас­ного Знамени (1944), Октябрьской Рево­люции (1975). «Метрострой» имеет 2 клуба и Дво­рец культуры (с 1948). Многотиражная газета «Метростроевец» (с 1932). С 1956 издаётся информационный научно-технический сбор­ник «Метрострой»
.

Литература: Рожков К. С, Московский метрополитен, Москва, 1954; Резниченко Е. Д., Якобе В. В., Огни подземных магистралей, Москва, 1969; Федорова Т. В., Наверху — Москва, Москва, 1975.