Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Речной транспорт

Речной транспорт

Использованию и развитию водных перевозок в Москве благоприятствуют подходы к городу с севера — по каналу имени Москвы и с юга — по Москворецкой шлюзованной системе, наличие трёх крупных портов (Северного, Западного и Южного), а также низкая себестоимость перевозок массовых грузов. Ежегодно речным транспортом в Москве доставляется свыше 32 млн. тонн грузов, главным образом судами Москов­ского речного пароходства. Более 80% грузов составляют песок, песчано-гравийная смесь, строительный камень и щебень. Водные перевозки обеспечивают почти 70% потребности Москвы в этих мате­риалах. Другие массовые грузы: каменный уголь, лес, хлеб, нефтепродукты, соль. Исполь­зуются специализированные суда, в том числе круп­нейшие в мире речные грузовые теплохо­ды грузоподъёмностью до 5 тысяч тонн. При­ходят они к причалам Северного и За­падного портов. Нефтепродукты достав­ляются речными танкерами грузоподъём­ностью 5 тысяч тонн. Песок перевозится обыч­но в секционных составах из двух барж (буксировкой толканием) общей грузо­подъёмностью от 2 тысяч тонн (со стороны реки Оки) до 6 тысяч тонн (со стороны реки Вол­ги). Москва — порт пяти морей, она связана с рядом иностранных портов прямыми бесперевалочными перевозками «река — море» на специализированных судах смешанного плавания типа «Балтийский» и «Волго-Балт» грузоподъёмностью до 2,7 тысяч тонн.

На городских линиях ежегодно перево­зится около 5 млн. человек, на пригородных линиях (главным образом по водохранилищам, ка­нала имени Москвы) — до 1,9 млн. человек (судами типа «Москвич», «Москва» и «Ракета»). Перевозки пассажиров на дальние расстояния (свыше 400 тысяч человек за навигацию) совершаются от Москвы до Ле­нинграда (1135 км), Астрахани (2998 км), Перми (2242 км), Уфы (2186 км), Ро­стова-на-Дону (3093 км) и других городов. На этих линиях курсируют 2-й 3-палуб­ные пассажирские суда, в том числе ди­зель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» (вместимость 440 пассажиров каждый).