Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Описание детские зимние полукомбинезоны у нас на сайте.

Москворецкая шлюзованная система

Москворецкая шлюзованная система

построена в 1874—77 на реке Москве, ниже города. Включала шесть транспортных гидроузлов, значительно улуч­шивших судоходные условия. Первый — Перервинский гидроузел расположен на южной окраине Москвы (в районе Нагатина), на 154-м километре от устья реки Москвы, ниже на­ходятся гидроузлы Трудкоммуна (139 км от устья), Андреевка (125 км), Софьино (88 км), Фаустово (55 км) и Северка (16 км). Гидроузлы (с подпором от 2,4 до 3,1 м) состояли из плотин и шлюзов. В первые 25—30 лет по системе суда пе­редвигались преимущественно с конной тягой. Грузооборот в 1913 около 350 тысяч т.

В 1920—30-х годах перестроены все шесть плотин и шлюз Перервинского гидроузла, углублён, расширен и спрямлён судовой ход. В 1937 на реке Москве (в районе Хорошёво-Мневники) создан новый — Карамышевский гидроузел (189 км) с подпором 5,8 м. В результате судоходная часть реки была продлена до посёлка Рублёво (208 км). Перервинский и Карамышев­ский гидроузлы построены вместе с комплексом сооружений канала имени Москвы и являются как бы его продолжением на реке Москве. В связи с этим шлюз Карамы­шевского гидроузла (в общей нумерации шлюзов канала) имеет № 9, а Перервин­ские шлюзы — № 10 и № 11. В 60—70-х годах перестроены остальные 5 шлюзов, проведены крупные дноуглубитель­ные и другие работы. В Москворецкой шлюзованной системе работают суда грузоподъёмностью до двух тысяч тонн, при осадке свыше 2 м. Время каждого шлю­зования сокращено более чем в два раза, грузооборот к 1977 достиг 10 млн. тонн.

Литература: Порочкин Е. М., Водные пути прошлого, «Городское хозяйство Москвы», 1977, № 7, его же, Суда на конной тяге, там же, №8; его же, Второе рождение, там же, № 9.