Пригородная зона
Пригородная зона
территория Московской области в пределах Московской агломерации, в радиусе 60—70 км от границ Москвы. Представляет собой территориально-планировочную единицу. Связана с Московой производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными отношениями. Рассматривается как единая система расселения с точки зрения экономической, градостроительной и природоохранительной политики. Площадь пригородной зоны 12,4 тысяч км2 (27% территории Московской области), население 3,9 млн. человек на 1 января 1978. В пригородной зоне расположена половина городов и посёлков городского типа Московской области, около 40% сельских населённых пунктов. Плотность населения в три раза выше, чем в остальной части области. Около 90% жителей пригородной зоны работает в Москве. В состав пригородной зоны входят Мытищинский, Балашихинский, Люберецкий, Ленинский, Одинцовский, Красногорский, Химкинский, Пушкинский, Щёлковский, Ногинский, Раменский, Домодедовский, Подольский, Истринский, Солнечногорский районы, северная часть Наро-Фоминского района Московской области. В пригородной зоне выделяют прилегающий к Москве лесопарковый защитный пояс и внешний пояс.В пригородной зоне сложилась функциональная специализация отдельных частей территории (секторов), связанных с направлениями главных транспортных (железнодорожных, водных и автомобильных) магистралей. Савёловское, Ярославское и Ленинградское направления имеют главным образом научную и производственную ориентацию; Горьковское, Рязанское и Курское — преимущественно производственную; на Павелецком и Киевском направлениях, наряду с производством и наукой, большое значение имеет воздушный транспорт (аэропорты «Домодедово» и «Внуково»); важные транспортные функции выполняет также Савёловское направление (аэропорт «Шереметьево» и трасса канала имени Москвы); Белорусское, Рижское, Киевское и Ленинградское направления — излюбленные места отдыха москвичей.