Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Градостроительство и архитектура Москвы. Часть 2



За стеной Скородома по четырём сторонам размещались ямские слободы. Соответственно росту столицы укруп­нился масштабный строй её центра, доминантой которого до конца 16 века стал Покровский собор, а с конца 16 века — колокольня «Иван Великий». Площадь перед собором (впоследствии — Красная площадь) со второй половины 17 века вместе с Вар­варскими и Ильинскими «крестцами» стала узлом хозяйственной жизни столицы. Здесь разместились целый ряд учреждений, обслуживающих торг, Таможенная изба и Лобное место. У Воскресенских ворот сконцентрировались административные учреждения города: судилище с острогом, Земский двор, Арсенал с пороховыми погребами, Сытный двор. Восточную часть площади окайм­ляли Каменные торговые ряды, а в районе улиц Ильинки и Варварки появились каменные гостиные дворы. Возле торга работали квалифицированные мастера-ремесленники — оружейники, иконники, ювелиры и другие. В нагорной части Китай-города были сосредоточены дворы торговых и дипломатических представительств иностранных государств — Английское подворье на улице Варварке, Испанский двор на Николь­ской улице. Здесь располагались Посоль­ский двор, а также Государев печатный двор.

план Москвы
«Сигизмундов» план Москвы. 1610.

Приобщение русских зодчих к опыту итальянцев в каменном строительстве способст­вовало повышению профессионального уровня русских «градодельцев» и «палатных дел мастеров». В конце 16 века в Москве работали крупные зодчие — Барма, Постник, Фёдор Конь. В 1584 был организован Приказ каменных дел, который ведал про­изводством работ, пропагандировал каменное строительство и снабжал кирпичом и белым камнем горожан. Одновременно происходило регулирование улиц и переул­ков, устанавливалась их ширина — 12 и 6 сажен. В 16 веке наряду с небольшими посадскими храмами (Никиты за Яузой церковь) строились столпообразные шатровые церкви (церковь Вознесения в Коломенском), пятиглавые соборы (церковь Усекновения главы Иоанна Цредтечи в Дьякове, ныне в ансамбле Коломенского). Постройки конца 16 века, условно именуемые «годуновским стилем», отличались (при архаизме планов) центричностью объёмов, стройностью пропорций, а также тонкой проработкой подчёркнуто тектоничного изящного декора (Малый собор Донского монастыря, Троицы в Хорошёве церковь и другие). Влияние этого стиля сохранилось и в постройках первой половины 17 века (Покрова в Рубцове церковь, Успения в Вешняках церковь, Покрова в Медведкове церковь). Небольшие, но внушительные объёмы ка­менных храмов изменили характер за­стройки улиц, так же как и «передние» дворы богатых усадеб и дома ремеслен­ников и торговцев, выходившие на линию улиц. На рубеже 16—17 веков появля­ются первые планы Москвы («Петров», «Годунов» и другие).

Кремль в 17 веке
Вид на Кремль в 17 веке. С картины А. М. Васнецова. 20-е годы 20 века.

В 17 веке в архитектуре Москвы резко возросла роль вертикальных композиций (появление многоярусных колоколен, шатровые завершения башен Кремля), значительность здания подчёркивалась нарядным, часто многоцветным декором. Все церкви были перестроены в камне, строились также каменные дворцы и жилые дома бояр — «палаты», торговые и административные здания. Развивался «узорочный стиль», для которого характерны асимметричные композиции, сложные выразительные силуэты сооружений, богатый декор фа­садов, насыщенный резьбой по кирпичу и белому камню, обильное применение полихромной керамики (изразцов). Таковы Теремной дворец в Кремле, палаты боярина Волкова в Большом Харитоньевском переулке, Троицы в Никитниках церковь, Рождества Богородицы в Путинках церковь, Успения в Гончарах церковь, Николы в Пыжах церковь, Григория Неокесарийского церковь, Николы в Хамовниках церковь и другие. Пышные уборы получают и монастырские соору­жения — трапезные палаты, жилые постройки. К концу 17 века композиции становятся более ясными и уравновешенными, кирпичное «узорочье» фасадов сменяется чётко размеченным ордерным убранством (см. Нарышкин­ский стиль) — Сухарева башня, церковь Ризположения на Донской улице, Воскре­сения в Кадашах церковь, Покрова в Филях церковь, Троицы в Троице-Лыкове церковь. Рядовая жилая заст­ройка в основном оставалась деревян­ной, создавая своеобразный фон для на­рядных каменных зданий. Со второй половины 17 века в центре города мелкие слободы вы­теснялись усадьбами придворных и феодальной знати. Ремесленники оставались в Земляном городе и за его пре­делами. В 17 веке появились и первые заго­родные усадьбы, по размаху и пышности превосходившие лучшие постройки в городе. Некоторые из них имели декоратив­ные сады, ставшие предшественниками регулярных парков.

Красные ворота
Запасной дворец и Красные ворота со стороны Новой Басманной улицы. Акварель мастерской Ф. Я. Алексеева. Начало 19 века.

Петровские реформы привели к новому повороту в архитектуре Москвы. На первый план выдвинулось строительство зданий гражданского назначения, почти неизвестных в Древней Руси. Традиционно ведущий тип зданий — церкви — отошёл на второй план. Сложившаяся в 17 веке пространст­венно-планировочная композиция города препятствовала коренной перепланировке Москвы. Тем не менее её застройка при­обретала более светский характер. В связи с развитием торговли, военного дела и промышленного производства сооружались первые здания нового типа: Хамовный двор (парусная фабрика) в селе Преображенском (1696) и Суконный двор у Каменного моста (оба не сохранились), Арсенал в Кремле. На Красной площади были воз­ведены Главная аптека (построенная как Земский приказ), Монетный двор, «Комедиальная храмина» и «Библиотека» (книжная лавка), деревянные триум­фальные ворота (1709 и 1721). В Немец­кой слободе, по соседству с селом Преоб­раженским, формировался новый двор­цовый центр. Во всех сооружениях про­явились черты архитектуры, противо­стоящие традициям недавнего прошлого. Преобладали ордерные формы, элементы регулярности (строгие прямые линии объёмов, чёткие поэтажные членения фа­садов, симметричная композиция, еди­ный нерасчленённый блок здания). Чер­ты переходного стиля наиболее отчётли­во проявились в храмах, где новое обна­руживает себя преимущественно в деко­ре, тогда как объёмно-пространственная структура сооружений сохраняет привыч­ную ярусность. Облик их, однако, меняется благодаря отказу от откровенной декоративности и усилению иллюзорной тектоничности ордерных форм, свиде­тельствуя о светском характере архитек­туры [церкви Архангела Гавриила («Меншикова башня»), Иоанна Воина церковь на Якиманке, Петра и Павла церковь на Новой Басманной]. Тенден­ция радикального разрыва с традицией представлена указами 1704 и 1721, которые предписывали строить дома по улице «в линию», предвосхищая будущую регулярность застройки по «красной линии», в противоположность исконно русской традиции усадебной застройки со зданиями, расположенными в глубине двора.