Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Литература



Москва — подлинная колыбель русской культуры. По словам В. Г. Белинского, «изо всех российских городов Москва есть истинный русский город, сохранив­ший свою национальную физиономию, богатый историческими воспоминаниями, ознаменованный печатью священной древ­ности...» (Полное собрание сочинений в 13 томах, т. 11, Москва, 1956, с. 30). Москва — родина А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского; в ней провели многие годы Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. В Москве жили и работали классики советской литературы: М. Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев, К. А. Федин, А. Т. Твардов­ский.

Москва — центр современной литературной жизни, где сосредоточены редакции ведущих газет, журналов, издательства, происходят съезды писателей, находятся руководя­щие органы Союзов писателей СССР и РСФСР, активно работает Московская писательская организация.

По мере того как Московское княжество укреплялось политически, объединяя северные русские земли, Москва становилась крупным культурным центром Древней Руси. В мо­сковских и близлежащих монастырях соз­давались обширные библиотеки из русских и греческих книг. Идее возвышения Москвы служили московские летописи 14—15 веков, а так­же жития московских «святых». Во второй половине 15 века в правящих кругах и в литературе возникает концепция «Москвы — третьего Рима» (повесть Нестора Искандера «О взятии Царьграда турками» и др.). В Москве создавались обширные летопис­ные своды, например Никоновский лицевой свод. В обстановке острой общественной борьбы появилась публицистическая литература (аллегорические повести И. С. Пересветова, посла­ния Ивана IV Грозного). Большим собы­тием в культурной жизни Москвы 16 века стало начало книгопечатания, связанное с именем Ивана Фёдорова. В 17 веке московские авторы (Авраамий Палицын, князь И. М. Катырев-Ростовский) осмысляли события «смутного времени». Возникла сатирическая литература. Новаторской по стилю, свобод­ному от церковной архаики, явилась написан­ная в Москве бытовая «Повесть о Фроле Скобееве». С именами Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого, в сере­дине 17 века обосновавшихся в Москве, связано развитие жанров проповеди, силлабической поэзии и нравоучительной «школьной драмы». Для придворного театра Полоц­кий писал драматические «действа», по его же инициативе в Москве создаётся Славяно-греко-латинская академия, где в начале 18 века учились будущие поэты А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и другие.

С перенесением столицы в Петербург (1712) там сложился новый культурный центр. Большинство писателей 18 века рабо­тало в Петербурге. С Москвой был связан А. П. Сумароков, пьесы которого с успе­хом шли на московской сцене. В 1755 в Москве открылся университет, директором и ку­ратором которого в 1763—1802 (с перерыва­ми) был поэт и драматург М. М. Херасков, издатель первых московских журналов «Полезное увеселение» (1760-62) и «Свободные часы» (1763), в которых начинали литературную деятельность Д. И. Фонвизин и поэт И. Ф. Богданович. В доме М. М. Хе­раскова бывали Г. Р. Державин, А. Н. Радищев (в их приезды в Москву), моло­дые писатели, в том числе И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин. В Москве развернулась деятельность Н. И. Новикова, который вы­пускал журналы «Утренний свет» (1779— 1780), «Покоящийся трудолюбец» (1784— 1785) и другие.

Следующий этап литературной жизни в Москве связан в значительной мере с именем Н. М. Ка­рамзина. Им были основаны «Москов­ский журнал» (1791—92), ставший орга­ном нового литературного направления — сентимен­тализма, а позже журнал «Вестник Евро­пы» (1802—30), вокруг которого группиро­вались молодые поэты В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, В. Л. Пушкин. В 1801 Андрей и Александр Тур­геневы, В. А. Жуковский, А. Ф. Воейков, А. Ф. Мерзляков и другие составили «Дружеское литературное общество» — предромантический кружок, отдельные члены которого выступали за гражданственность поэзии. Многие московские литераторы, в том числе В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, участвовали в Отечественной войне 1812. Вспоминая об этом времени, А. И. Герцен писал: «...разжалованная императором Петром из царских столиц, Москва была произведена... в столицы народа русского» (Собрание сочинений в 30 томах, т. 8, Москва, 1956, с. 106).

Духовная жизнь дворянской Москвы 20-х годов 19 века, в которой остро сталкивались «век нынешний и век минувший», гениаль­но воспроизведена в комедии А. С. Гри­боедова «Горе от ума» и романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В 1823—1825 в Москве существовало Общество лю­бомудрия — первый русский литературно-философский кружок. «Любомудры» печатались в«Вестнике Европы» и альманахе «Мнемозина», который совместно с В. Ф. Одоевским изда­вал в Москве поэт-декабрист В. К. Кю­хельбекер. Выдающимся событием в литературной жизни Москвы стало чтение А. С. Пуш­киным «Бориса Годунова» в доме Д. В. Веневитинова 12 октября 1826. Во 2-й половине 20-х годов большим влиянием пользовался издававшийся Н. А. Полевым журнал «Московский телеграф»; он выступал против эстетики классицизма, публико­вал произведения А. С. Пушкина, В. А. Жуков­ского, Е. А. Баратынского, А. Ф. Вельтмана, И. И. Лажечникова, Н. Ф. Пав­лова.

Телешовские среды
Участники литератрного кружка «Среда» (слева направо): С. Г. Скиталец, К. П. Пятницкий, Л. Н. Андреев, А. М. Горький, Н. Д. Телешов, Ф. И. Шаляпин, Е. И. Чириков, И. А. Бунин. 1902.

В 30-е годы важными центрами духовной жизни Москвы стали студенческие литературно-философские кружки (см. Станкевича кружок, Герцена — Огарёва кружок). Наиболее значительным из московских журналов этого времени был «Телескоп», ведущими критиками которого были его издатель Н. И. Надеждин и молодой В. Г. Белинский, ратовавшие за народность литературы, за «соединение жизни с поэзией». Н. И. Надеждин привлёк в «Телескоп» многих московских литера­торов и учёных; мужественным актом явилось опубликование первого «Филосо­фического письма» П. Я. Чаадаева, с его резкой критикой «рабской» русской действительности. Ранее полемизировавший с «Телескопом» журнал бывших «лю­бомудров» «Московский наблюдатель» (1835—38) стал на некоторое время (1838— 1839) органом кружка Белинского, про­пагандировал философию Гегеля, публи­ковал стихи А. И. Полежаева, А. В. Кольцова и других.

В московских салонах (см. Литературные салоны и кружки) 40—50-х годов шла ожив­лённая полемика западников и славяно­филов, которые, критикуя крепостнические по­рядки, расходились в оценке прошлого России и путей её будущего развития. С выходом журнала «Москвитянин» и сближением московских западников (критики В. П. Боткин и А. Д. Галахов, переводчик И. X. Кетчер, историк Т. Н. Грановский) с редакциями передовых петербугских журна­лов «Отечественные записки» и «Совре­менник» полемика развернулась и в пе­чати. Славянофилы (критик и философ И. В. Киреевский, его брат фольклорист П. В. Киреевский, поэты и публицисты А. С. Хомяков, И. С. и К. С. Аксаковы, Н. М. Языков, Ю. Ф. Самарин) издавали «Московский литературный и учёный сборник» (1846, 1847, 1852), где также публиковались произведения С. Т. Аксакова, В. И. Даля, К. К. Павловой; сборник был запрещён правительством. Дружеские связи с московскими славянофилами поддержи­вал Н. В. Гоголь; чтение им «Ревизора», а также чтение в его присутствии М. Ю. Лермонтовым поэмы «Мцыри» (9 мая 1840) и А. Н. Островским пьесы «Свои люди — сочтёмся» (3 декабря 1849) явились заметными событиями московской литературной жизни. Вокруг самого Островского сформировал­ся кружок (поэт и критик А. А. Григорь­ев, близкий к славянофильству, поэт Б. И. Алмазов и другие), составивший «молодую редакцию» «Москвитянина» (1850—53). В журнале в это время печа­тались пьесы А. А. Потехина, романы и повести А. Ф. Писемского и П. И. Мельникова-Печерского, стихи Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Я. П. Полонского.

Алексей Толстой
Н. С. Тихонов, С. П. Щипачёв, А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский и А. А. Сурков в гостях у А. Н. Толстого (на фото — в центре). 1944.

Демократический подъём 60-х годов, ослабление цензурного гнёта повлекли за собой увеличение в Москве числа литетарурных изданий, в том числе славянофильской ориентации: жур­нал «Русская беседа» (1856—60), газеты «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861—65). Важную роль в общественно-литературной борьбе играл журнал «Русский вест­ник» (1856—1906). Успех журнала опре­делило участие в нём Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щед­рина, Ф. М. Достоевского, А. А. Фета, Н. П. Огарёва, А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, ряда крупных историков, эко­номистов, филологов. К разночинно-демократическому лагерю литературной Москвы принадле­жали в 60—70-х годах В. А. Слепцов, впер­вые выступивший в московском журнале «Рус­ская речь» (1861—62), писатель-народник А. И. Левитов. В 80—90-е годы либерально-народническая ориентация характерна для журнала «Русская мысль», в котором участ­вовали Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, В. М. Гаршин, Н. Н. Златовратский, П. Д. Боборыкин, Н. Г. Гарин-Михайловский и другие. На протяжении 60—80-х годов большую роль в культурной жиз­ни Москвы продолжал играть А. Н. Ост­ровский, по инициативе которого организо­валось в Москве Общество драматических писателей (1874). Во 2-й половине 19 века акти­визировалась деятельность Общества лю­бителей российской словесности при Московском университете (1811—1930); в его работе участвовали ведущие писатели, крупные учёные-филологи (Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов, Н. И. Стороженко, А. Н. Веселовский). Общество организовало юбилейные торжества, в том числе открытие памятников А. С. Пушкину (см. Пушкинский праздник 1880) и Н. В. Гоголю (1909) в Москве.

Важнейшим фактом общественной и культурной жизни Москвы последних десятилетий 19 века стало пребывание в ней Л. Н. Толстого. В начале 1882 он участвовал в пе­реписи населения Москвы, избрав город­скую трущобу «Ржанову крепость». При активном участии Л. Н. Толстого работало (с 1892 в Москве) издательство «Посредник», целью которого было издание художествен­ных и поучительных книг для народа. Другим центром литературной жизни Москвы 80—90-х годов становится дом А. П. Чехова, который посещали В. Г. Короленко, А. Н. Плещеев, П. И. Чайковский, друзья писателя — художник И. И. Левитан и «король московских репортёров» В. А. Гиляровский. С Москвой связаны многие важнейшие события жизни и творчества А. П. Чехова, который говорил о себе: «Я навсегда москвич», «Тут мой дом и моя карьера» (Полное собрание сочинений в 30 томах, Пись­ма, т. 1, Москва, 1974, с. 40, 141). Постанов­ки чеховских пьес в решающей мере опре­делили новаторский характер МХТа.

Памятник Л. Н. Толстому
Памятник Л. Н. Толстому перед зданием правления Союза писателей СССР. 1958.

В 1899 в Москве возник Литературно-художественный кружок. В том же году группа участников кружка создала литературное объединение, собиравшееся по средам на квартире писателя Н. Д. Телешова (отсюда название «Среда»), ставшее содру­жеством демократически настроенных пи­сателей. Стремясь продолжать традиции русского реализма 19 века, участники «Среды» правдиво изображали противоречия дей­ствительности, противостояли модернист­ским группировкам. Активную роль в работе «Среды» играл М. Горький; в пе­риод Революции 1905—07 его кварти­ра использовалась участниками Декабрь­ского вооружённого восстания. Поэтов и му­зыкантов из народа объединял Суриковский литературно-музыкальный кружок, существовавший в Москве. С Моск­вой связана деятельность и ряда символи­стов, в том числе А. А. Блока. В 1899 сложился кружок, в который вошли К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис, несколько позже — В. Я. Брюсов, А. Белый и другие. Эта группа основала издательство «Скорпион» (1900—16), выпускавшее альманах «Северные цве­ты» (1901—05) и журнал «Весы». Сущест­вовал и другой кружок московских символистов — «Аргонавты», в котором участвовали поэты, художники, музыканты, философы; произведения их публиковались московскими издательствами «Гриф», «Мусагет» (1910—17). В годы реакции в Москве появились новые символистские альманахи и жур­налы, в том числе «Золотое руно» (1906—09). В 1910-е годы в Москве возникли также кружки футуристов, в том числе «Центрифуга» (С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев) и наиболее значительная из них группа «кубофутуристов» «Гилея» (1910—1918), в неё входили В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк и другие, а также молодой В. В. Маяковский, в творчестве которого усиливались мотивы социального проте­ста. В Москве начинался поэтический путь М. И. Цветаевой (вне литературных групп). Московская литературная жизнь начала 20 века отразилась в исторической эпопее А. Белого «Москва» (1926—1932), ряде мемуарных книг.

После Октябрьской революции 1917, которая от­крыла новую эпоху в истории литературы, эпоху социалистического реализма, Москва, ставшая (с 1918) столицей Советского государства, сделалась центром культурной и литературной жизни страны. Многие московские писатели стали активными строителями социали­стической культуры. В газетах «Правда» и «Беднота» почти ежедневно выступал Д. Бедный. А. С. Серафимович с 1918 начал заведовать отделом литературы и искусства в «Известиях». Большой вклад в строительство новой жизни внёс В. Я. Брюсов, который работал с А. В. Луначар­ским в Наркомпросе, в 1921 организовал Высший литературно-художественный институт (впо­следствии его имени). Многочисленные «Окна РОСТА» создал в годы Гражданской войны В. В. Маяковский. Представители различных групп и течений выступали в Московском литературно-художественном кружке, в Доме печати (открылся в 1920). В Москве был основан Союз поэтов (1918—29), устраи­вавший вечера поэзии, доклады, диспуты. В условиях, когда издательская база советской печати была ещё слабой, характерной чертой литературной жизни были устные выступ­ления (преимущественно поэтов) на раз­личных эстрадах и в литературных кафе («Доми­но» — кафе Союза поэтов, «Стойло Пегаса» и др.). Но начали выходить в Москве и первые советские журналы: «Твор­чество» (1918—22), «Пролетарская культура» (1918—20).

Литературную жизнь Москвы 20-х годов отличала множественность писательских группировок, ост­рота их идейно-эстетической борьбы; творческое единство советской литературы складывалось в про­тивоборстве с буржуазно-эстетскими, формалистическими и вульгарно-социологическими тенденциями. В 1918 была создана литературная студия московского Пролеткульта, имевшая от­дел, в котором литературному мастерству обучались рабочие писатели. Органом московского Пролет­культа был журнал «Горн» (1918—23). Ошибочные установки Пролеткульта кри­тиковались В. И. Лениным и в письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (1920). Часть писателей вышла из московского Пролеткульта, организовав группу «Кузница» (1920—31), куда входили В. В. Казин, А. Неверов, А. С. Новиков-Прибой, Ф. В. Гладков и другие; группа издавала журнал «Кузница» (1920—22), «Рабочий журнал» (1924—25). С проповедью «самоцельной образности» выступал кружок имажинистов, в состав которого (до 1921) входил С. А. Есенин. В Москве при участии В. И. Ленина был соз­дан первый советский «толстый» литературный журнал «Красная новь» (1921—42), сыгравший важную роль в развитии советской литерату­ры. В журнале публиковались произведения М. Горького, Л. М. Леонова, Л. П. Сейфуллиной, Вс. В. Иванова, И. Э. Бабеля, А. Н. Толстого, Ю. К. Олеши, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. Н. Асеева, Э. Г. Багрицкого, Б. Л. Пастернака и других, многие из которых стали советской клас­сикой. В 1923 при «Красной нови» органи­зовалась группа писателей «Перевал» (И. И. Катаев, М. М. Пришвин, И. С. Соколов-Микитов и др.).

С 1922 начал выходить журнал «Молодая гвардия». Близкие к журналу А. И. Безыменский, А. А. Жаров, Ю. Н. Либединский и другие организовали группу «Ок­тябрь»; вместе с группами «Молодая гвардия» и «Рабочая весна» она провела 1-ю Московскую конференцию пролетарских писате­лей (март 1923), на которой оформилась Московская ассоциация пролетарских писате­лей (МАПП), принявшая платформу «Октября» (деление советской литературы на пролетарскую и буржуазную, выпады против культурного наследства). Наи­более правильную позицию в организации занимали Д. А. Фурманов, А. А. Фадеев и другие. С 1924 МАПП стал выпускать журнал «Октябрь». Ведущие критики МАППа издавали в 1923—25 литературно-критический журнал «На посту», сменившийся жур­налом «На литературном посту» (1926—1932; с 1928 — орган РАПП — Россий­ской ассоциации пролетартских писателей). В 1922 в Москве возникла группа «Леф» во главе с В. В. Маяковским. Ядро её составляли поэты Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. М. Третьяков, позже С. Н. Кирсанов. Группа издавала журналы «Леф» (1923—25) и «Новый Леф» (1927—28), выступавшие за утилитарное, «производственное» искус­ство, за «литературу факта», проти­вопоставляемую художественным жанрам. Но творчество В. В. Маяковского и других поэтов «Лефа» противоречило этим уста­новкам. Выступления В. В. Маяковского с чтением своих произведений в Политехническом музее, в Красном зале МК ВКП(б), в Большом театре, его доклады о зару­бежных поездках и острое слово на литературных диспутах составляли неотъемлемую чер­ту литературной жизни Москвы того времени. С установками «Лефа» перекликалась платформа группы конструктивистов (оформилась в 1924), в которую входили поэты И. Л. Сельвинский, В. А. Луговской, В. М. Инбер, некоторые прозаики и критики. В 1927 в Москве состоялось торжественное открытие Федерации объедине­ний советских писателей (ФОСП), однако подлинному объединению литературных сил ме­шали рапповские вульгарный социоло­гизм и сектантство. Органом ФОСП стала «Литературная газета». Появились новые литературные журналы, в том числе «Новый мир» (с 1925).

Союз писателей СССР
Здание правления Союза писателей СССР (бывшая усадьба князей Долгоруковых, конец 18 — начало 19 веков).

Переломным моментом в литературной жизни Москвы, как и в истории всей советской литературы, стало постановление ЦК ВКП(б) «О пе­рестройке литературно-художественных организаций» (1932), согласно которому был создан единый Союз писателей СССР. Крупнейшим событием явился 1-й Всесо­юзный съезд советских писателей (1934), который принял устав СП СССР и закрепил идейное единство советской литературы на основе метода социалистического реализма. Предсе­дателем союза был избран М. Горький; в 1932 в Москве торжественно отмечалось 40-летие его литературной деятельности; в московских театрах состоялись премьеры ряда его пьес. В числе знаменатеотных событий 30-х годов — столетие со дня смерти А. С. Пушкина (1937), широко отмечавшееся в Москве, декады литературы и искусства союз­ных и автономных республик. В 1933 в Москве был открыт Литературный инcтитут имени А. М. Горького, который к концу 70-х годов подготовил около 3 тысяч литературных работ­ников — представителей более чем 50 на­циональностей СССР и других стран. По­явились новые литературные журналы: «Зна­мя», в котором особое внимание уделялось оборонной теме, «Литературный критик» (1933—40), сыгравший значительную роль в раз­работке основных понятий социалистической эсте­тики, «Литературное обозрение» (1936— 1941). В московских журналах были опубликованы многие выдающиеся произведения социалистического реализма (в том числе в «Молодой гвардии» — «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, в «Новом мире» — «Поднятая целина» и завершающие книги «Тихого Дона» М. А. Шолохова, «Пётр I» и части трило­гии «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, в «Октябре» — «Бруски» Ф. И. Пан­фёрова, в «Красной нови» — романы В. Я. Шишкова, в журнале «30 дней» — сатирический роман И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Золотой телёнок» и другие). Моск­ва изображена во многих произведениях 20—30-х годов (поэма Маяковского «Хорошо!», очерки М. Е. Кольцова, романы М. А. Булгакова, стихи для детей С. В. Михалкова и др.).

22 июня 1941 в Москве состоялся митинг писателей. Многие из них в первые недели войны вступили в ряды Красной Армии, уехали на фронт. На всю страну прозвучали песни поэтов-москвичей В. И. Лебедева-Кумача («Священная война»), М. В. Исаковского, А. А. Суркова и др. В «Правде», «Известиях», «Красной зве­зде» печатались публицистические статьи А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Эренбурга, патриотическая лирика. С 24 июня 1941 в Москве выпускались «Окна ТАСС», где с сатирическими антифашистскими стихами выступали Д. Бедный, С. Я. Маршак и другие. Московские писатели создали в годы войны ряд произведений, вошедших в советскую класси­ку; среди них — «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, лирика К. М. Симонова, М. А. Светлова и других. В ряду лучших про­изведений советской литературы военных лет — поэма М. И. Алигер «Зоя» о подвиге московской комсомол­ки, повесть А. А. Бека «Волоколамское шоссе» о защитниках Москвы. На фронте погибли десятки московских писателей, в том числе А. П. Гайдар, Ю. С. Крымов, Е. П. Петров, В. П. Ставский, И. П. Уткин, во время бомбардировки Москвы погиб А. Н. Афиногенов. После Великой Отечественной войны в литературу вошло новое поколение писателей-москвичей, недавних фронтови­ков: поэты К. Я. Ваншенкин, Е. М. Ви­нокуров, С. П. Гудзенко, Ю. В. Друнина, А. П. Межиров, С. С. Наровчатов, А. И. Недогонов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, прозаики Г. Я. Бакланов, Ю. В. Бондарев, В. Ф. Тендряков и др. Важное значение для развития советской литературы имел происходивший в Москве 2-й Всесоюзный съезд советских писателей (1954), высказавшийся за углубление жиз­ненной правды, против иллюстративно­сти. В Москве состоялись и последую­щие съезды СП СССР (3-й — в 1959, 4-й — 1967, 5-й — 1971, 6-й — 1976), а также съезды СП РСФСР (основан в 1958), совещания молодых писателей, ряд международных писательских форумов (еже­годно Москва принимает в качестве гостей до 700 зарубежных писателей).

50—70-е годы отмечены значительным оживлением литературной жизни Москвы. В столице работает самый большой в стране отряд русских советских писателей, в том числе многие крупные прозаики, поэты, драматурги и кинодраматурги, детские писатели, пуб­лицисты, переводчики, литературоведы и критики. Писателями-москвичами соз­даны десятки выдающихся произведений о современности, на историко-революционную и ле­нинскую тему, о Великой Отечественной войне. В их числе повести М. Н. Алексеева, А. А. Ананьева, Б. Л. Васильева, С. П. Залыгина, В. П. Катаева, В. А. Каверина, В. М. Кожевникова, В. В. Липатова, Ю. М. Нагибина, Г. Е. Николаевой, П. Ф. Нилина, К. Г. Паустовского, Л. С. Соболева, Ю. В. Трифонова, романы Л. М. Леонова, Г. М. Маркова, Б. Н. Полевого, П. Л. Проскурина, С. В. Сартакова, К. М. Симонова, И. Ф. Стаднюка, К. А. Федина, А. Б. Чаковского, М. С. Шагинян, рассказы Н. С. Тихоно­ва, В. М. Шукшина, пьесы А. Н. Арбузо­ва, С. В. Михалкова, В. С. Розова, М. М. Рощина, Н. Ф. Погодина, А. В. Софронова, стихи и поэмы П. Г. Антокольского, А. А. Вознесенского, Н. М. Грибачёва, Н. А. Заболоцкого, Е. А. Евтушенко, Е. А. Исаева, С. Я. Маршака, Л. Н. Мартынова, Р. И. Рождественского, Я. В. Смелякова, В. А. Солоухина, А. Т. Твар­довского, В. Д. Фёдорова, С. П. Щипачёва, А. Я. Яшина, произведения для детей А. Г. Алексина, А. Л. Барто, С. А. Ба­руздина, Н. Н. Носова, А. Н. Рыбакова, М. П. Прилежаевой, очерки Е. Я. Дороша, документальные произведения С. С. Смир­нова, литературоведческие книги И. Л. Андроникова, М. М. Бахтина, М. Б. Храпченко, К. И. Чуковского и многие другие. 11 сентября 1955 московские поэты провели первый День поэзии; в 1957 вышел первый одноимённый альманах-ежегодник. Публичные выступления поэ­тов, особенно молодых, с исполнением своих произведений становятся в 50— 60-е годы заметным явлением в культур­ной жизни Москвы. В 1957 вышли две книги альманаха «Литературная Москва» (книга 2-я подверглась острой критике); с октября 1957 начал выходить литературный журнал «Москва», большое место в нём заняла московская тематика. Создаются и другие литературные жур­налы: «Юность», «Вопросы литературы», «Наш современник», еженедельник «Лите­ратурная Россия». Ряд московских литературных изда­ний вырабатывает в эти годы более опре­делённое идейно-творческое лицо, обретает относительно устойчивый круг авторов, становясь своего рода центрами литературной Москвы. В 70-е годы к ранее существовав­шим московским издательствам, выпускающим художественную литетатуру («Советский писатель», «Художественная литература», «Совет­ская Россия», «Московский рабочий», «Молодая гвардия»), прибавилось изда­тельство «Современник»; в связи с постановлением ЦК КПСС «О литера­турно-художественной критике» (1972) с 1973 выходит новый критико-библиографический журнал «Литературное обозре­ние», с 1978 — «Литературная учёба».

Большой интенсивностью характеризуется деятельность созданной в 1955 Московской писательской организации, её творческих объединений; она тесно свя­зана с общественной и культурной жизнью города. В частности, один из пленумов правления Московской писательской организации (1965) был посвящён теме «Москва — город-герой и художественная литерату­ра», на других пленумах обсуждались до­клады «Битва за Москву и её отображение в литературе» (1971), «Тема рабочего класса в произведениях писателей-москви­чей» (1972), «Писатель и пятилетка» (1973), «Литература народного подвига» (1975), «Литература молодых и её осмыс­ление в литературной критике» (1977), «Активность нравственных позиций в жизни и в литературе» (1978). Результатом постоянных и многообразных творческих связей писателей с коллективами московских за­водов и фабрик явился ряд очерковых книг о Москве и москвичах. Писатели столицы регулярно проводят Дни советской литературы в районах Москвы и Подмосковья, участ­вует в Днях советской литературы в республиках и областях, в составе писательских бри­гад выезжают в промышленные и сельскохозяйственные районы страны. Широкое признание получила деятельность ряда видных писателей-москвичей (Н. С. Тихонов, А. А. Сурков, Б. Н. Полевой, А. В. Софронов и др.) в движении защиты мира, в международных организациях
.