Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Московская железная дорога

Московская железная дорога

крупнейшее транспортное предприятие страны. Образована в 1959 (с уточнением гра­ниц в 1961) в результате объединения бывших железных дорог — Московско-Ярославской, Московско-Курско-Донбасской, Московско-Рязанской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Ка­лининской и Западной. По протяжённо­сти — одна из самых крупных в сети железных дорог СССР: развёрнутая длина дороги 13,3 тысяч км. Дорога имеет 15 отделений, свыше 300 предприятий — локомотивных и вагонных депо, станций, вокзалов, дис­танций пути, предприятий по строительству и ремонту локомотивов и подвижного состава и т. д. В состав Московской железной дороги входят Московский железнодорожный узел с двумя окружными кольцами (см. Большое кольцо Московской железной дороги и Малое кольцо Московской железной дороги), а также 10 радиальных линий и ряд свя­зывающих их меридиональных и широт­ных линий.

Московская железная дорога

Годовой грузооборот дороги 185 млрд. т, что превышает грузооборот железных дорог Великобритании, Франции, Италии, вместе взятых. На долю Московской железной дороги приходится до 1,3 млрд. пассажиров, или 30% всех пассажиров, перевозимых ежегодно железнодорожным транспортом СССР, а также 80% международных пассажирских сообщений СССР.

Полностью завершён перевод на электровозную и тепловозную тягу. Скорости пассажирских поездов на некоторых участках доведены до 120—140 км/ч. В 1975 внедрена 1-я очередь автоматизированной системы управ­ления. По размерам доходов — 1,3 млрд. рублей в год — Московская железная дорога не имеет себе равных среди железных дорог СССР, давая ежегодно государству около 500 млн. рублей прибыли. На дороге работают 270 тысяч человек, в том числе 30 Героев Социалистического Труда, 10 Героев Советского Союза (1978). Награждена орденом Ле­нина
(1966).

Литература: Все дороги ведут в Москву. О прошлом и настоящем Московской железной дороги, Москва, 1971.