Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Кино

Кино

Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 в саду «Эрмитаж». Затем кинопрограммы показывались во временных помещениях на Девичьем поле. Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 русским кинопредпринимателем А. А. Ханжонковым). Позже появились «Форум», «Уран». Пионером русского кино стал популярный актёр театра Корша фотолюбитель В. А. Сашин: летом 1896 он начал съёмки, а 1 сентября 1897 в театре после спектакля «Ревизор» показал кино­программу в качестве аттракциона. С 1904 в Москве появились постоянные операторы-хроникёры французских фирм «Пате» и «Гомон». Сюжеты неигрового характера сни­мали также московские фотографы-профессио­налы, операторы, работавшие у Ханжонкова. Игровые ленты были все иностран­ные. В 1908 Ханжонков построил первую кинофабрику, открылись и другие кинопред­приятия; Москва становилась центром оте­чественного кинопроизводства. В 1911 в Москве была снята первая полнометражная кар­тина «Оборона Севастополя» (режиссёры В. М. Гончаров и Ханжонков). Первые режис­сёры, актёры, художники пришли в кино из Введенского народного дома: П. М. Чардынин, Гончаров, И. И. Мозжухин. Работали также режиссёры Я. А. Прота­занов, Е. Ф. Бауэр, В. Р. Гардин, В. А. Старевич, актёры В. В. Холодная, В. Н. Пашенная, В. В. Максимов и другие.

Великая Октябрьская революция открыла новый этап в истории отечественной кинематографии. Решающее значение имел подписанный В. И. Лениным 27 августа 1919 Декрет СНК РСФСР о национализации кино. Всероссийский фотокиноотдел Наркомпроса (ВФКО), в ведение которого перешла вся киноторгов­ля и кинопромышленность, получил в на­следство от дореволюционного кинематографа разрушенные ателье и бездействующие кинотеатры. Начался период восстанов­ления и реконструкции кинопроизводст­ва. Основу советского кино заложила хроника. Операторы П. К. Новицкий, А. А. Ле­вицкий, П. В. Ермолов, Г. В. Гибер, А. Г. Лемберг вели съёмки революционных со­бытий: массовой демонстрации московских рабочих 25 марта 1917, первомайской де­монстрации 1917, Октябрьских дней в Москве. Фильм «Пролетарский праздник в Москве», посвящённый первомайским торжествам 1918, запечат­лел В. И. Ленина. 1 июня 1918 вышел первый киножурнал «Кинонеделя № 1»; 21 мая 1922 появился первый номер «Ки­ноправды» Д. Вертова. Для съёмок хроники была выделена 3-я госкинофабрика «Культкино». Здесь работали ведущие советские документалисты Д. Вертов, И. П. Копа­лин, Я. М. Посельский и другие. В 1931 была образована «Союзкинохроника» (см. Ки­ностудия документальных фильмов). Первый советский полнометражный игровой фильм, снятый в Москве, — «Серп и мо­лот» (1921, режиссёр Гардин). В 20-е годы созданы фильмы, которые стали этапными для советской и мировой кинематографии: «Стачка» и «Броненосец „Потёмкин“» (оба — 1925, режиссёр С. М. Эйзенштейн), «Мать» (1926) и «Потомок Чингисхана» (1929) — оба режиссёр В. И. Пудовкин. В 1927 началось строительство кинокомбината на Потылихе (с 1936 — «Мосфильм»). В 1924 возникла Киностудия имени М. Горького.

Кадр из фильма Броненосец Потёмкин
Кадр из фильма «Броненосец „Потёмкин“». Режиссёр С. М. Эйзенштейн.

Коммунистическая партия постоянно оказывала киноискусству помощь и содействие. Первое Всесоюзное партийное совещание по кинематографии при ЦК ВКП(б) (март 1928) уделило главное внимание вопро­сам пропаганды киноискусства. Кинема­тография Москвы сыграла огромную роль в становлении и развитии советского киноис­кусства, здесь созданы фильмы, вошед­шие в его золотой фонд. В 1931 снят пер­вый отечественный звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н. В. Экк). Среди наи­более значительных кинокартин 30-х годов: «Ок­раина» (1933, режиссёр Б. В. Барнет), «Гармонь» (1934, режиссёр И. А. Савченко), «Весёлые ребята» (1934, режиссёр Г. В. Алек­сандров), «Петербургская ночь» (1934, режиссёры Г. Л. Рошаль, В. П. Строева), «Мы из Кронштадта» (1936, режиссёр Е. Л. Дзи­ган), «Последняя ночь» (1936, режиссёр Ю. Я. Райзман), «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) — оба режиссёр М. И. Ромм, трилогия режиссёра М. С. Дон­ского «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) и «Мои университеты» (1940), «Александр Невский» (1938, режиссёр Эйзенштейн), «Трактористы» (1939, режиссёр И. А. Пырьев). В 1930 организована студия «Диафильм»; в 1936 на базе небольших мультмастерских начала выпускать рисо­ванные и кукольные фильмы студия «Союзмультфильм». В январе 1933 на­чала работать Киностудия научно-популярных фильмов.

Кадр из фильма Баллада о солдате
Кадр из фильма «Баллада о солдате». Режиссёр Г. Н. Чухрай.

В начале Великой Отечественной войны студии были эвакуированы из Москвы. Большая часть кинематографистов переехала в Алма-Ату. Здесь создавались «Боевые кино-сборники», снимались полнометражные художественные фильмы: «Секретарь райко­ма» (1942, режиссёр Пырьев), «Парень из на­шего города» (1942) и «Жди меня» (1943) — оба режиссёр А. Б. Столпер, «На­шествие» (1945, режиссёр А. М. Роом), «Иван Грозный» (первая серия, 1944, режиссёр Эй­зенштейн) и другие. Студия кинохроники осталась в Москве. 236 кинооператоров вели репортажи со всех фронтов. В самые су­ровые дни выходили номера журнала «На за­щиту родной Москвы». За 10 дней была смонтирована картина «Разгром немец­ких войск под Москвой» (1942). Мастера игрового кино работали совместно с докумен­талистами. Фильмы «Битва за советскую Украину» режиссёра А. П. Довженко (1943), «Берлин» режиссёра Райзмана (1946), «Осво­бождённая Франция» режиссёра С. И. Ютке­вича (1944), «Разгром Японии» режиссёров И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи (1946) вписали яркую страницу в историю документаль­ного кино.

Кадр из фильма Белый Бим чёрное ухо
Кадр из фильма «Белый Бим чёрное ухо». Режиссёр С. И. Ростоцкий.

В послевоенные годы вышли фильмы, посвящённые важным историческим и современным проблемам: «Сельская учительница» (1947, режиссёр Донской), «Повесть о настоящем человеке» (режиссёр Столпер), «Молодая гвардия» (режиссёр С. А. Герасимов), «Сказание о земле Си­бирской» (режиссёр Пырьев) — все в 1948, «Возвращение Василия Бортникова» (1952, режиссёр Пудовкин), «Мусоргский» (1950, режиссёр Рошаль), «Адмирал Ушаков» (1953, режиссёр Ромм) и другие. Подъём советского ки­ноискусства во второй половине 50-х — 60-е годы связан с именами мастеров кино, работав­ших в Москве. Известность получили фильмы «Летят журавли» (1957, режиссёр М. К. Ка­латозов), «Коммунист» (1957, режиссёр Райз­ман), «Баллада о солдате» (1959, режиссёр Г. Н. Чухрай), «Судьба человека» (1959, режиссёр С. Ф. Бондарчук), «9 дней одного года» (1962, режиссёр Ромм), «Иваново детст­во» (1962, режиссёр А. А. Тарковский), «Жи­вые и мёртвые» (1963, режиссёр Столпер), «Мне 20 лет» (1964, режиссёр М. М. Хуциев), «Война и мир» (1965—67, режиссёр Бондар­чук), «Берегись автомобиля» (1966, режиссёр Э. А. Рязанов) и другие. С середины 60-х и в 70-е годы центральное место занимают фильмы, посвящённые современности. Для них характерны широкий показ жизни стра­ны, многогранное раскрытие образов со­временников, обогащение выразительных средств киноязыка: «Председатель» (1964, режиссёр А. А. Салтыков), «Твой со­временник» (1967, режиссёр Райзман), «Кали­на красная» (1974, режиссёр В. М. Шукшин), «Дочки-матери» (1974, режиссёр Герасимов), «Сто дней после детства» (1974, режиссёр С. А. Соловьёв), «Зеркало» (1975, режиссёр Тарковский), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, режиссёр Н. С. Михалков). По-прежнему одной из веду­щих остаётся тема Великой Отечественной войны. Лучшие картины с большой эмоциональ­ной силой повествуют о бессмертных под­вигах, моральной чистоте, гуманизме со­ветского народа: «Белорусский вокзал» (1970, режиссёр А. С. Смирнов), «Освобож­дение» (1970—71, режиссёр Ю. Н. Озеров), «А зори здесь тихие...» (1972, режиссёр С. И. Ростоцкий), «Восхождение» (1977, режиссёр Л. Е. Шепитько).

Большое значение в жизни советского кино имеет постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972). Москва — центр кино­образования и научно-исследователь­ской работы в области кино. В 1929 основан Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). В 1966 на базе института организован Всесоюзный НИИхимфото. В 1974 создан Всесоюзный научно-исследовательский институт теории и истории кино. Научная работа ведётся также в центральном кинохранилище Госфильмофонда СССР. Здесь собраны фильмы отечественного и зарубежного производства. Ценнейшие материалы хранятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов (ЦГАКФФД).

Кадры кинематографистов готовит Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, см. Кинематографии институт). В 1964 соз­даны объединённые Высшие курсы режиссёров и сценаристов. В Москве издаются журналы «Искусство кино», «Советский эк­ран», «Спутник кинозрителя», «Техника кино и телевидения», «Киномеханик», газета «Московская кинонеделя» и др. Действует около 120 кинотеатров (1979). Городская контора кинопроката обслуживает свыше 2000 заказчиков — кинотеатры, профсо­юзные дворцы культуры и клубы.

В 1935 в Москве состоялся первый Международный кинофестиваль; с 1959 они проводятся 1 раз в 2 года (см. Кинофестиваль). Киностудии Москвы осуществляют совмест­ные постановки с кинематографистами других сопиалистических стран, а также Японии, Франции, Финляндии, Швеции, Италии, США и др. («Человек с другой стороны», «Красная палатка», «Ватерлоо», «Ленин в Польше» и др.).

Кинематографисты Москвы запечатлели родной город в фильмах («Здравствуй, Мо­сква», «Небо Москвы», «Июльский дождь», «Я шагаю по Москве» и других
).