Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
http://www.pioncrimea.ru/ протокол процедуры comodex christina.

Еретики московские

Еретики московские

Кружок Еретиков московских, возглавлявшийся думным дьяком Фёдором Курицыным, сложился около середины 80-х годов 15 века. В нём участвовали придворные из окружения Елены Стефановны — снохи великого князя Ивана III Васильевича, московские купцы, переписчики книг (Иван Черный и другие). Еретики выдвигали идеи свободы воли человека. Выступая против монасты­рей и монашества, они поддерживали политику государственной власти, направленную на по­полнение земельных фондов за счёт церкви. Иван III вначале защищал московский кружок, но, опасаясь распространения еретических идей в народе, а также находясь в политической за­висимости от церкви, отказался от под­держки. Борьбу с еретиками возглавил игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. В 1502 была заключена в тюрьму Елена Стефановна, на церковном соборе в Москве в 1504 еретики были осуждены, а их ру­ководители (дьяк Иван Волк Курицын, Иван Максимов и Дмитрий Коноплёв) сожжены. Наибольшего развития ерети­ческое движение достигло к середине 16 века в связи с городскими восстаниями в Москве и других городах. Идеологом крестьянско-плебейского течения выступил Феодосий Косой — беглый холоп одного из московских феодалов. Созданное им «новое учение» было направлено не только против церк­ви с её иерархией, догматами и обрядами, но и против системы феодального господства и подчинения. Провозглашалось равенство всех людей. Интересы горожан защищал дворянин Матвей Башкин, более умерен­ный в своих воззрениях, чем Феодосий Косой. В 50-х годах по инициативе митрополита Макария проводились церковные соборы, многие еретики были заключены в монастыри и позднее казнены. Однако еретические наст­роения в Москве наблюдались вплоть до начала 18 века. Князь И. А. Хворостинин, живший в Москве в начале 17 века, был обвинён в том, что сблизился с польскими и литовскими попами, собирал латинские книги и образа, почитая их «наравне с образами греческого письма». Сосланный в Кирилло-Белозёрский монастырь в 1623, он был принуждён к раскаянию. В 1689 в Москве были сожжены жители Не­мецкой слободы Квирин Кульман и его сторонник купец К. Нордеман, пропове­довавшие социально-утопические идеи. В начале 18 века комплекс еретических идей, сформиро­вавшихся ещё в середине 16 века, встречается в учении лекаря Д. Е. Тверитинова. Его уче­ние получило широкую поддержку моск­вичей. В 18 веке еретическое движение перерос­ло в религиозное сектантство.