Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Дьяковская культура

Дьяковская культура

археологическая культура раннего железного века (8—7 века до нашей эры — 6—7 века нашей эры). Названа по впервые исследованному Дьяковскому городищу (ныне на территории Москвы). Распростра­нена в Волго-Окском междуречье, Верхнем Поволжье и в пределах Валдайской возвышенности. На территории Москвы археологические памятники дьяковской культуры представлены остатками укреплённых поселе­ний (городищами) и неукреплёнными селищами. Археологические раскопки производи­лись на Дьяковском, Кунцевском, Мамо­новой (Андреевском), Сетуньском горо­дищах. По материалам археологических разведок известны также городища — Тушинское, Котловское, Капотнинское и селища — Филёвское, Дьяковское (близ городища), Алёшкинское, Андреевское, у Ленинских гор. Находки керамики дьяковской культуры сделаны на территории Кремля. Для памятников дьяковской культуры характерны глиняные грузики «дьякова типа», глиняная посуда с сетчатыми отпе­чатками (на раннем этапе), различные украшения из цветного металла — подвески, бляшки, гривны и др. Население владело техникой обработки дерева, кости, металла, знало гончарное производство и ткачество. В ранних слоях преобладают изделия из кости. С развитием металлур­гии (с начала 1-го тысячелетия нашей эры) увеличивается число железных изделий (ножи, серпы, копья, кресала и др.). Наличие на поселениях дьяковской культуры привозных изделий (украшения с эмалью, римская фибула, золочёные стек­лянные бусы и др.) свидетельствует о связях с населением южных степей. Осно­ва хозяйства племён дьяковской культуры — оседлое скотовод­ство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи); су­щественна роль охоты. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с первых веков нашей эры приобретает большее значение. Для защиты стад и (позднее) запасов зерна от нападения соседей поселения устраивались на труднодоступных береговых мысах, укреплялись валами и рвами, обносились частоколом. На городищах (посёлке патриархального рода) обычно обнаруживаются следы жилищ (первоначально — круглые полуземлянки, позднее — наземные прямоугольные), загонов для скота, различных производств. К концу существования Дьяковской культуры патриархально-родовые отношения распадаются. Для религиозных верований племён дьяковской культуры характерны культы предков и женского божества (богини плодородия). Племена восточной части территории дьяковской культуры были предками летописных мери, веси и других финно-угорских племён. Население западной части, вероятно, было балтским.