Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Метро «Автозаводская», Автозаводская улица, Автозаводский мост

«Автозаводская»

станция метро Горьковско-Замоскворецкой линии. Открыта 1 января 1943. Архитектор А. Н. Душкин. Два вестибюля: один — в административном здании на Автозаводской улице, оформлен светлым мрамором, на стенах мозаичные панно «Русские богатыри» и «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»; другой — на развилке улиц Автозаводской и Мастеркова — лёгкий остеклённый павильон. Колонны станционного зала (два ряда) облицованы светло-сиреневым, а стены — светлым мрамором и украшены мозаичными панно (темы труда и обороны; авторы В. Ф. Бородиченко, Ф. К. Лехт).

Станция метро Автозаводская
Станция метро «Автозаводская»

 



Автозаводская улица

(до 1930-х годов — Амовский проезд), между Велозаводской улицей и Автозаводским мостом, на юге Москвы, в районе Симонова и Кожухова. С 16 века здесь находилась слобода Симонова монастыря. В начале 20 века заселялась рабочими соседних заводов (АМО, Бари, «Динамо»), в районе Тюфелевой рощи строились дачи. В 20—30-е годы вдоль улицы выстроены корпуса Автомобильного завода (ныне имени И. А. Лихачёва) и ряд жилых домов для рабочих. В 1937 сооружено здание Пролетарского РК КПСС, РК ВЛКСМ и райисполкома (дом 10, архитекторы Д. В. Разов, Н. Я. Тихомиров). В 1942 построен вестибюль станции метро «Автозаводская». В 1947—48 высажены многолетние липы, создан бульвар. В 50-х годах улица продолжена до Велозаводской и застроена многоэтажными жилыми домами (руководитель — архитектор А. Д. Сурис). На здании ПТУ № 1 (металлистов), где учились Герои Советского Союза В. И. Гущин, Ибаррури Рубен Руис, А. Г. Курзенков, К. А. Новиков, Б. М. Ривкин, А. И. Свистунов, — мемориальная доска (дом 25/7).

 



Автозаводский мост

через реку Москву, соединяет Автозаводскую улицу с Большой Тульской улицей и Варшавским шоссе. Построен взамен находившегося несколько ниже по течению Даниловского деревянного моста в 1961 (инженер С. Я. Терёхин, архитекторы К. Н. Яковлев и А. И. Сусоров). Длина с подходами 842 м, ширина 42 м. Речной пролёт длиной 148 м, береговые — по 38 м, сооружены из сборного предварительно-напряжённого железобетона с применением способа навесного монтажа. В эстакадах подходов из сборного железобетона — автогаражи.

Автозаводский мост
Автозаводский мост

Литература: Москва. Автозаводский мост через Москву-реку, в книгах: Советская архитектура. Ежегодник. 1961, Москва, 1963; Богданов Г. И., Пунин А. Л., Новые мосты, Москва, 1976.