Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Славянофилы

Славянофилы

представители одного из направлений русской общественной мысли, обосновывавшие особый путь история, развития России, отличный от Западной Европы. Идеализировали Древнюю Русь, про­тивопоставляли «московсковский период» русской ис­тории «петербургскому», начавшемуся с реформ Петра I. Были сторонниками отмены крепостного права при сохране­нии патриархально-общинных устоев и основ самодержавия. Призывали к освобождению южных славян из-под турецкого ига (отсюда название — славянофилы, то есть славянолю­бы), организовывали Славянские комите­ты. Сыграли важную роль в собирании и сохранении памятников русского культуры и языка. К славянофилам принадлежали И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский; к ним были близки В. И. Даль, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков, О. М. Бодянский, Ф. И. Буслаев и другие. К славянофилам примыкал также кружок молодых писателей начала 1850-х годов (А. Н. Островский, А. А. Григорьев и другие), группировавшийся во­круг журнала «Москвитянин». Средото­чием славянофилов была Москва, литературные салоны С. Т. Аксакова, А. П. Елагиной, К. К. Павловой, Д. Н. Свербеева и других, где велись их идейно-теоретические споры с западниками. Славянофилы издавали журналы «Русская беседа» (1856—1860), «Сельское благоустройство» (1858—59), «Молва» (1857), газеты «Па­рус» (1859), «День» (1861—65), «Москва» (1867—68) и «Русь» (1880—86). Выпусти­ли три «Московских литературных и учё­ных сборника».