Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Компрессор для автосервиса www.magazin-oborudovanie.com.

Первый подшипниковый завод (ГПЗ-1)

Первый подшипниковый завод

ГПЗ-1 (Шарикоподшипниковская улица, 13), головное предприятие одноимённого производственного объединения. Выпускает под­шипники качения (около 2000 типоразме­ров). Основан в 1932. Первая партия подшип­ников была направлена Сталинградско­му тракторному заводу. В октябре 1941 завод был эвакуирован и послужил базой для создания подшипниковых заводов в Саратове, Куйбышеве, Свердловске и Томске. На освободившихся площадях было ор­ганизовано производство минных взрывате­лей, деталей к гвардейским миномётам («Катюшам») и другой военной продукции. В 1941—45 свыше шести тысяч работников завода сражались на фронте (в том числе батальон ополченцев), две тысячи человек погибли (среди них Герои Советского Союза П. И. Романов и И. Ф. Голубин). Звание Героя Советского Союза присвоено также работникам завода Е. И. Балашову и И. И. Бочарову.

Совершенствование производства в послевоенный период шло от автоматизации отдельных станков к созданию автоматических линий, комплексных автоматических производств. Опыт завода по комплексной автоматиза­ции производства был использован в Швеции, Великобритании, США, Японии и других странах. В 1979 на заводе 318 автоматических и механизированных линий, около 1000 станков с ав­тооператорами, 89 механизированных много­ярусных складов со штабелёрами. На заводе более 13 тысяч ударников, 8 цехов, 7 отде­лов, 89 участков, 171 бригада коммунистического труда. Около 6000 работников удо­стоены правительственных наград, бригадир слесарей А. В. Викторов (ныне секретарь ВЦСПС), лауреат Ленинской и Государственной премии директор А. А. Громов, бригадир слесарей С. С. Минаев — звания Героя Социалистического Труда. 16 работникам завода присуждена Гососударственная премия СССР. Завод награждён орденом Ленина (1966) и орденом Октябрьской Рево­люции (1971). В сквере на Шарикопод­шипниковской улице в 1967 воздвигнута стела погибшим в Великую Отечественную войну. Имеются Дворец культуры и техники, стадион. В 1969 открыт музей трудовой и боевой славы. Многотиражная газета «За отличный подшипник» (с 1931).

Литература: Первый подшипниковый, Москва, 1973.