Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
http://horecamsk.ru/ ремонт посудомоечной машины rada рада.

Оборонительное строительство 1941

Оборонительное строительство 1941

на московском направлении во время Великой Отечественной войны. В на­чале июля было начато строительство оборонительных рубежей на дальних подступах к Москве. Пе­редовой из них проходил по линии реки Дес­на, реки Судогость и уже в августе стал пе­редним краем обороны советских войск. Восточ­нее сооружалась Ржевско-Вяземская линия обороны, состоявшая из двух полос (первая с передним краем по линии озёр Се­лигер, Оленино, реки Днепр, Дорогобуж; вто­рая — Кувшиново, Ржев, Сычёвка, Вязь­ма, западнее Кирова). На этих рубежах жителями Москвы и Московской области (250 тысяч человек) и воинскими частями с начала июля до конца сентября было вырыто 2250 км про­тивотанковых рвов и эскарпов, построе­но свыше 1000 фортификационных сооружений. Во второй половине июля началось строительство Можайской линии обороны, состоявшей из двух полос: первая — с передним краем по ли­нии Калинин, западнее Волоколамска и Можайска, Медынь, западнее Калуги; вторая — Клин, восточнее Волоколамска, Дорохово, Боровск, Серпухов. Основу Мо­жайской линии составляли четыре укреплён­ных района: Волоколамский, Можайский, Малоярославецкий и Калужский. Оборо­нительные рубежи, хотя они не были законче­ны, сыграли положительную роль в обороне Москвы. В связи с прорывом немецко-фашистских войск на московском направлении в октябре было на­чато строительство системы оборонительных сооруже­ний на ближних подступах к Москве — в Московской зоне обороны. Она состоя­ла из трёх рубежей: а) внешнего пояса обо­роны Москвы, передний край которого проходил по линии — Клязьминское водохранилише, Хлеб­никово, река Клязьма, Сходня, Нахабино, Перхушково, Красная Пахра, Домоде­дово; б) главного рубежа (в радиусе 15—20 км от центра Москвы), который состоял из двух полос; в) городского оборонительного рубежа, который состоял из трёх оборонительных позиций: по Окружной железной дороге, Садовому кольцу и Бульварному кольцу. Оборона строилась по принципу создания сильных узлов сопротивления с использованием наиболее мощных ансам­блей зданий. Городские магистрали перегора­живались баррикадами, усиленными ежами, рогатками и надолбами. Боковые проезды к ним перекапывались рвами или баррикадировались.


Сооружение противотанковых заграждений в Подмосковье. 1941.

В Московской зоне обороны было построено 676 км противотанковых рвов, 445 км эскарпов и контрэскарпов, 380 км надолб, свыше 30 тысяч огневых точек, дзотов и дотов, установлено свыше 1300 км проволочных за­граждений, свыше 22 тысяч противотанковых ежей. На улицах и площадях Москвы было сооружено свыше 30 км надолб, около 10 км баррикад, 24 тысячи противотанковых ежей, 46 км проволочных заграждений, свыше 200 артиллерийских и около 500 пулемётных точек. Оборонительное строительство осуществлялось под руководством Главного военно-инженерного управления Красной Армии, а так­же МК, МГК и райкомов партии, в нём участвовали войска Московской зоны обороны и около 500 тысяч жителей Москвы и Московской области, главным образом женщины, проявившие подлин­ный трудовой героизм.


Баррикады и противотанковые заграждения на Можайском шоссе (ныне Кутузовский проспект).

Литература: Беспримерный подвиг, Москва, 1968; Андреев П., Буков К., Подвиг го&рода-героя. 1941—1945, Москва, 1965; Москва — фронту. 1941 — 1945. Сборник документов и мате­риалов, Москва, 1966.