Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Купить гель лаки корейской марки tnl my-beauty.by.

Градостроительство и архитектура Москвы. Часть 3



Архитектура Москвы в 1740—50-х годах в значительной мере антипод петровской: на смену принципам утилитаризма и прак­тицизма приходит стремление к пышности и великолепию построек. Дворцовое строительство было развито относительно слабо (Апраксиных дом). Проблемы регламен­тации застройки на началах регулярности отступили на второй план, не были вопло­щены грандиозные строительные замыслы (проекты Сенатского дома и комплекса Го­спитального и Инвалидного домов с собо­ром в центре, архитектор Д. В. Ухтомский). В связи с этим московское барокко представ­лено почти исключительно церковными постройками, в которых традиции русского зод­чества обрели новую жизнь: древнерусское пятиглавие, ярусность и красно-белая гамма «нарышкинского барокко» теперь сочетаются с ордером (Климента папы римского церковь на Пятницкой улице, надвратная Тихвинская церковь Донского монастыря).

Карта архитектурных памятников

Основные тенденции в архитектуре Москвы второй половины 18 — первой четверти 19 веков определяет складывающийся классицизм, прошед­ший в Москве три этапа развития: ранний классицизм (1760—70-е годы), зрелый классицизм (1780—90-е годы) и ампир (первая треть 19 века). В загородном строительстве (усадьба Царицыно, Петровский дворец), во временных сооружениях (увеселитель­ные постройки на Ходынском поле, архитектор В. И. Баженов), в строительстве отдельных, так назваемых готических зданий в центре Москвы в начале 19 века (церковь Вознесенского монастыря, Печатный двор на Никольской улице) наряду с классицизмом нашли приме­нение формы ложной готики. Клас­сицизм противопоставил барокко логи­ческую чёткость и простоту, спокойное величие, тектоничность и строгость ком­позиций с ясно выраженным центром, симметрией осевых композиций. Ведущи­ми типами становятся общественные, свя­занные с гражданским и просветитель­ским пафосом идейно-художественной программы классицизма здания — боль­ницы, странноприимные дома, учебные заведения и театры. Достигает максималь­ного подъёма регулярное градостроитель­ство, дворцовым сооружениям придаёт­ся характер общественных зданий. Архитек­тура классицизма 18 века связана с именами двух крупнейших зодчих — В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, представляющих своим творчеством 1760—70-е и 1780—90-е годы. Развитая объёмная композиция дома Пашкова (архитектор В. И. Баженов), отвечая нормам регулярности, органично вошла в живописный силуэт московской застройки с бесчисленными церквами, венчающими пригорки и холмы пе­ресечённого рельефа древней столицы. В. И. Баженов разработал проект Крем­лёвского дворца, предусматривавший ко­ренное изменение облика Кремля, пре­вращение древнего города-крепости в грандиозный форум — новый общественный центр Москвы. Творческое наследие М. Ф. Казакова включает ряд общественных зданий (Сенат, университет, Голицынская больница, Колонный зал Дома Союзов), сохранявших значение образца и по-своему интерпретируемых в сооруже­ниях его учеников И. Е. Еготова, Р. Р. Казакова, Е. К. Назарова и других. Характер­ные для Москвы традиции исторического города, сохранявшего в облике и простран­ственной структуре черты усадебности, предопределили своеобразие барского жилого дома второй половины 18 века, с которым отож­дествляется своеобразие вклада московской школы в наследие классицизма. М. Ф. Казаковым были разработаны основные его типы — наугольного дома, дома с главным корпусом и с двумя боковыми флигелями, располагавшимися по крас­ной линии улицы, усадьбы в городе с открытым парадным двором и равнознач­ными уличным и дворовым фасадами. Им же были определены и пространствен­но-планировочная структура зданий с подсобным нижним этажом, парадным средним и жилым верхним, с двумя рядами анфилад, состав помещений, по­следовательность их расположения и ха­рактер убранства интерьеров. В оформ­лении фасадов получает распространение ордер, трансформирующий свободные живописные композиции старых палат в регулярные, симметричные, с монументальными, увенчанными фронтонами портиками. Часто симметрично выровнен­ный фасад сочетается с асимметричной конфигурацией самого дома, сохраняв­шего Первоначальную планировку, ложные ворота и заборы.

Красная площадь в 18 веке
Красная площадь. Гравюра по рисунку Ж. Делабарта. 1795.

После пожара 1812 для руководства восстановительными и реконструктивны­ми работами была создана Комиссия для строения Москвы (1813—43) под руко­водством О. И. Бове. Работа комиссии предусматривала создание нового об­щественно-административного центра с полукольцом парад­ных площадей вокруг Кремля, уничто­жение стен Белого города и устройство на их месте кольца бульваров, создание площадей в местах их пересечения с ра­диальными улицами, выпрямление улиц и застройку их домами, расположенными по красной линии. В дополнение к Бульварному кольцу на месте Земляного го­рода было создано Садовое кольцо с пло­щадями на пересечении с радиальны­ми улицами, определены границы го­рода по Камер-коллежскому валу и запроектированы площади у застав, в том числе Тверская с Триумфальными ворота­ми. Река Неглинная была заключена в трубу и над ней у северной стены Кремля был разбит Александровский сад, обновился в классическом духе фасад Верхних торговых рядов на Красной площади, по оси их центрального портика был поставлен памятник Минину и Пожарскому; ров, тянувшийся вдоль северо-восточной стены, был засыпан. Красная площадь, приблизившаяся по конфигурации и планировке к современному облику, обрела черты парадной площади классицизма. Ансамбль Театральной пло­щади (ныне площадь Свердлова), новый фасад здания университета, Манеж корен­ным образом изменили облик центра Москвы. Столь же радикально изменил­ся и облик улиц. В Комиссии для строе­ния были выработаны правила, опреде­лявшие этажность, размеры, окраску жилых и служебных зданий, их разме­щение на улице в зависимости от местопо­ложения и материалов дома (камень или дерево); там же утверждались проекты фасадов. Значительные изменения претерпел тип жилого дома-особняка, с наибольшей полнотой представляющий московский ампир. Значительно унифицирована композиция особняка. Это — сильно уменьшившийся в размерах компактный блок (одно-, реже — двухэтажный), вы­несенный на красную линию улицы, с мезонином или без него, с непремен­ными антресолями со стороны двора, с 7 — 11 окнами по уличному фасаду. Многообразие вариантов опреде­ляется главным образом декоративным порти­ком из приставных колонн или пилястр, фронтоном или аттиком, особенностями распределения руста или лепнины. Круп­ным мастером московских особняков был А. Г. Григорьев.

Карта архитектурных памятников