Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Моющие средства для уборки на кухне.

Музыка



Наиболее ранние сведения о музыкальной жизни города относятся к 15—16 векам, когда на их рубеже в Москве был соз­дан хор Государевых певчих дьяков. Среди населения Москвы были распростра­нены народные песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. Несмотря на церковные запреты, популярностью пользовалось искусство скоморохов, которые выступали и при дворе. На службе у Ивана IV Гроз­ного состояли распевщики и авторы цер­ковных песнопений Иван Нос и Фёдор Крестьянин, имевшие многочисленных учени­ков. Любительское музицирование раз­вивалось в домах просвещённой верхуш­ки московского боярства. На книжных миниа­тюрах 16 века встречаются изображения небольших органов. В 17 веке возросла роль светской музыкальной культуры в Москве, что во многом объяснялось расширением свя­зей Москвы со странами Европы, а также с Украиной и Белоруссией. Появился новый стиль многоголосной хоровой му­зыки — партесное пение, сложилась московская школа многоголосного хорового письма, среди её крупных представите­лей В. П. Титов; популярность получи­ла многоголосная песня — кант.

В 1672 в Москве открыт первый придворный театр, в спектаклях которого большое место отводилось музыке. При Пет­ре I музыка становится важным элемен­том государственных празднеств. В 1731 труппа итальянских певцов и музыкантов, находившихся на службе у польского короля, исполнила в Москве оперу «Каландро» Д. А. Ристори — первый оперный спектакль в России. В 1759 оперная итальянская антрепри­за Дж. Б. Локателли познакомила публику с комической оперой в специально вы­строенном театре у Красного пруда. В это время в Москве сформировались и национальные музыкальные кадры. Так, группа питомцев московского Воспитательного дома составила основу русской оперной труппы в «Деревян­ном театре» К. Книпера в Петербурге. В 1776 М. Г. Медокс совместно с П. В. Урусовым организовал первый в Москве публичный театр. На основе театра Медокса в Москве в 1780 создан Петровский театр (на улице Петровке). Наряду с драматическими театр ставил и опер­ные спектакли. На его сцене выступали артисты Е. С. Сандунова (Уранова) и А. Г. Ожогин (см. Большой театр СССР). Также давали спектакли крепостные те­атры, в том числе театр Н. П. Шереметева, где выступала артистка П. И. Жемчу­гова (Ковалёва). Популярность в быту, в любительском музицировании получи­ла песня. Организаторами публичных концертов были иностранные музыканты Ф. Керцелли, М. Стабингер, А. и Ф. Сартори. Успешно выступал пианист и органист И. В. Геслер (он же вёл и пре­подавательскую работу). Помимо музыкальных классов Московского университета, открылся ряд част­ных школ (в том числе школа оркестровых ис­полнителей М. Керцелли и А. Диля). В 60-х годах 18 века открылась нотная торгов­ля в Академической книжной лавке, возник­ли нотопечатни при Синодальной и университетской типографиях. В 1774—75 выходил один из первых отечественных музыкальных журналов «Музыкальные увеселения», в 1806—09 — «Журнал отечественной музыки».

К концу 18 века в Москве, наряду с Петербургом, сложились прочные национальные музыкальные традиции, ставшие основой для расцвета русской музыкальной культуры в 19 века. Значительную роль в развитии отечественного исполнительства сыграли представители московской школы скри­пачей (Г. А. Рачинский, Н. Я. Афанась­ев, И. И. Семёнов и другие) и школы гита­ристов (А. О. Сихра, С. А. Аксёнов, М. Т. Высоцкий), а также композитор, пианист, собиратель русских народных песен Д. Н. Кашин, композитор и пианист А. Д. Жилин. Большое влияние на раз­витие русcкого пианизма оказали жившие и работавшие в Москве ирландский пианист Дж. Филд и сын чешского музы­канта И. И. Геништа. В числе учеников и последователей Дж. Филда — А. Н. Вер­стовский, А. Л. Гурилёв, К. Майер (учитель М. И. Глинки), А. И. Дюбюк. Популярность снискал С. А. Дегтярёв, крепостной композитор и руководитель театра и хоровой капеллы Шереметева, дирижёры Ф. Е. Шольц и Н. Е. Кубишта.

В начале 19 века любительское музицирование достигло высокого художественного уровня. В домах братьев Мих. Ю. и Матв. Ю. Виельгорских, М. А. Бакунина, В. П. Боткина, Ф. К. Гебеля, а также А. С. Грибоедова собирались выдающиеся деятели русской культуры — В. Ф. Одоевский, А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский и другие. На музыкальных вечерах З. А. Волконской бывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич. В 1834 возникает Московское музыкальное благородное собрание, проводившее концерты классической музыки.

Развитие музыкального театра в Москве во второй трети 19 века тесно связано с именем А. Н. Верстовского, занимавшего руководящие посты в московской Дирекции императорских театров. В 1825 открылось новое здание Большого театра. В труппе Большого театра состояли певцы Е. А. Семёнова, М. К. Леонова, А. О. Бантышев, П. А. Булахов, Н. В. Лавров. В 1835 на сцене Большого театра поставле­на опера «Аскольдова могила» Верстов­ского, в 1842 — «Иван Сусанин» и в 1846 — «Руслан и Людмила» Глинки, позже «Русалка» и «Эсмеральда» Даргомыжского. В Москве началась деятель­ность музыкального критика Н. А. Мельгунова, музыкального писателя, публициста и критика В. Ф. Одоевского.

В 19 веке в Москве гастролировали многие выдающиеся зарубежные музыканты — скрипачи В. Вьётан, К. Лидиньский, У. Булль, виолончелисты Ф. Серве и Б. Ромберг, пианисты К. Шуман и Ф. Лист, певицы П. Виардо-Гарсиа, Д. Арто, Г. Зонтаг. В качестве дири­жёра в 1847 выступал Г. Берлиоз. Даль­нейшее развитие получило нотоиздательское дело.

Общественный подъём культурной жизни России 1850—60-х годов повлёк за собой стремление писателей, композиторов, актёров и других представителей художественной интеллигенции к объединению (характерная черта культурной жизни Москвы во все дальнейшие периоды). Возникает Артистический кружок (1865—83), в ко­торый входили В. Ф. Одоевский (один из организаторов кружка), А. Н. Ост­ровский, Н. Г. Рубинштейн, П. М. Садовский и другие. Деятельность кружка спо­собствовала усилению интереса художественной общественности к народной песне. Коренные изменения в концертной жизни Москвы и в организации музыкального образования, свя­занные с демократизацией её музыкальной жизни, наступили в связи с открытием Московского от­деления Русского музыкального общества (РМО) по инициативе Н. Г. Рубинштейна (1860). При РМО были созданы музыкальные классы, а в 1866 на их основе — Московская консерватория. К педагогической работе при­влекались крупнейшие русские и зару­бежные музыканты. В 1878 открылось Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе; им руково­дили П. А. Шостаковский, Г. Э. Конюс (среди преподавателей — композиторы А. Н. Корещенко, П. А. Бларамберг), от Синодального хора отделилось Мос­ковское синодальное училище церковного пения (1886), готовившее хоровых дирижёров и учителей пения. Уровень преподавания музыкально-теоретических дисциплин здесь прибли­жался к консерваторскому. Училище возг­лавляли в разное время С. В. Смолен­ский, В. С. Орлов, А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин. Открылись частные музыкальные школы: женская школа Н. А. Муромце­вой (1883), музыкальные училища В. Ю. Зограф-Плаксиной (1891), сестёр Гнесиных (1895) и другие. Во второй половине 19 века возник­ли издательство и нотная торговля А. Б. Гутхейля (1859), а также одна из крупнейших нотоиздательских фирм Рос­сии — издательство П. И. Юргенсона (1861).

Для музыкальной жизни Москвы, и в частности для консерватории, огромное значение имела деятельность П. И. Чайковского, главы так называемой московской композитор­ской школы, к которой принадлежали С. И. Танеев, М. М. Ипполитов-Ива­нов, А. С. Аренский и композиторы сле­дующего поколения — А. Т. Гречанинов и другие. В Москве П. И. Чайковский создал значительную часть своих произведений. Боль­шое значение для развития русской музыкальной критической мысли имело сотрудничество П. И. Чайковского в периодических изданиях (в том числе в «Русских ведомостях»).

Концертная жизнь Москвы приобрела в последние десятилетия 19 века большой размах. С середины 90-х годов в репертуар кон­цертов РМО всё больше входило произве­дений русских композиторов, в том числе воспи­танников Московской консерватории, среди которых — А. Н. Скрябин, С. В. Рахма­нинов, Н. К. Метнер. Гастроли русских и зарубежных исполнителей и дирижё­ров стали постоянным явлением. В Мос­кве проходили выступления дирижёров А. Никита, Э. Колонна, Р. Штрауса, скрипача Ф. Крейслера, пианистов И. Гофмана и Ф. Бузони (преподавал в Московской консерватории в 1890—91). Большую роль в пропаганде произведений отечественных композиторов сыграла дея­тельность Московского филармонического общества, основанного в 1883 на базе руководимого П. А. Шостаковским Общества любите­лей драматического и музыкального искусства. Филармоническими концертами дирижировали А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов, А. Никиш и другие. Другой концертно-просветительской ор­ганизацией конца 19 века был «Керзинский кружок», или «Кружок любителей рус­ской музыки» (1896—1912), дававший бес­платные концерты. Многие сочинения русских композиторов (М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. К. Лядова, С. И. Танеева) впервые исполнены здесь. К кру­жку А. М. и М. С. Керзиных (основа­тели кружка) примыкали композиторы С. В. Рахманинов (выступавший в ка­честве дирижёра), Ц. А. Кюи, С. И. Танеев, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев, музыкальные критики В. В. Стасов, Н. Д. Кашкин, С. Н. Кругликов, исполнители И. В. Грызунов, Л. В. Собинов, М. А. Дейша-Сионицкая, Н. И. Забела (Врубель), М. А. Оленина-д’Альгейм и другие.

Значительные изменения произошли в конце 19 века и в области музыкального театра. Средоточи­ем передовых тенденций в оперном искусстве явилась Московская частная русская опера С. И. Мамонтова (1885) и Оперный театр С. И. Зимина (с 1904). Историческая заслуга этих театров заключалась в по­вышении уровня мастерства оперной ре­жиссуры, а также в блестящем составе труппы. Труппа С. И. Мамонтова выдви­нула плеяду оперных певцов, среди которых — Е. Я. Цветкова, Н. В. Салина, А. Е. Ростовцева, Н. И. Забела (Врубель), В. Н. Петрова-Званцева, Ф. И. Шаляпин. В качестве дирижёров выступали С. В. Рахманинов, М. М. Ипполитов-Иванов; оформляли спектакли художники К. А. Коровин, В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Ле­витан, В. Д. Поленов. Среди лучших спектаклей — «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Снегурочка» Римского-Корсакова. Особое место в репертуа­ре труппы занимали оперы Н. А. Римско­го-Корсакова. В Оперном театре С. И. Зимина дирижировали спектаклями Э. А. Купер, М. М. Ипполитов-Иванов, А. М. Пазовский, среди исполнителей — П. С. Оленин, Н. С. Ермоленко-Южина, В. Р. Пикок. Декорации к спектаклям писали П. П. Кончаловский, И. С. Федотов, И. Я. Билибин, С. Ю. Судейкин, В. Д. По­ленов, Н. К. Рёрих. Московская художественная критика (С. Н. Кругликов и Н. Д. Каш­кин) высоко оценила деятельность этой труппы. К началу 20 века относится каче­ственно новый этап и в деятельности Большого театра. Он был связан с ра­ботой в театре дирижёров С. В. Рахмани­нова, В. И. Сука, Э. А. Купера, певцов А. В. Неждановой, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, режиссёров В. П. Шкафера, П. И. Мельникова, В. И. Лосского, а также художников-декораторов К. А. Коровина и А. Я. Головина.

В конце 19 века на Пречистенских бесплатных курсах для рабочих и работниц преподавались музыкальные дисциплины; хором Пречистенских классов руководили В. А. Булычёв и Е. Э. Линёва. В 1906 в Москве была основана первая в России Народная консерватория.

В Москве возникли и другие формы музыкально-просветительской работы. В их числе — концерты С. А. Кусевицкого, цикл «Исторические концерты», организованный С. Н. Василенко, а также выступления «Московского трио» в составе Д. С. Шора (фортепиано), Д. С. Крейна (скрипка) и Р. И. Эрлиха (виолончель). В 1908 М. А. Дейша-Сионицкой при содействии С. И. Танеева и Б. Л. Яворского были организованы «Музыкальные выставки», концерты, в которых исполнялись новые сочинения русских композиторов (в 1910 на «Выставке» прозвучали сочинения молодого С. С. Прокофьева). Кантатно-ораториальные произведения добаховской эпо­хи, а также произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя исполняла Московская симфо­ническая капелла под руководством В. А. Булычёва. «Дом песни» М. А. Олениной-д’Альгейм (1908) пропагандировал камерное во­кальное творчество зарубежных и русских композиторов (наибольшее внимание уделялось романсам и песням М. П. Му­соргского). Начались выступления хора, созданного М. Е. Пятницким из народных певцов Воронежской и Рязанской гу­берний (основан в 1910).

Усилился интерес к фольклору; в 1901 при Этнографическом отделе Московского этнографического общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета была учреждена музыкально-этнографическая комиссия (Д. И. Аракишвили, Е. Э. Линёва, А. Д. Кастальский, С. И. Танеев, М. Е. Пятницкий, А. Т. Гречанинов, Н. Д. Кашкин, Г. Э. Конюс и другие). «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908—24) объединила московских музыкантов М. В. Иванова-Борецкого, С. И. Танеева, Д. С. Шора, А. Т. Гречанинова, Э. К. Розенова и других. В предреволюционные годы значительное развитие получила музыкальная печать. Издавались жур­налы «Музыкальный труженик» (1906—1910), «Оркестр» (1910—12), «Музыка и жизнь» (1908—12), еженедельник «Му­зыка» (с 1910, издатель В. В. Держановский), в котором были опубликованы первые критические статьи Б. В. Асафьева и Н. Я. Мясковского. В 1909 начало деятельность Российское музыкальное издательство Н. К. и С. А. Кусевицких.

Несмотря на демократичную направленность музыкальной жизни Москвы в первые десятилетия 20 века профессиональное музыкальное искусство продолжало оставаться малодоступным для широких слоёв населения. Только Октябрьская революция 1917 смогла сделать искусство всенародным до­стоянием и делом государственной важности. Москва стала одним из важнейших очагов нового музыкального искусства. Возник ряд новых музыкальных учреждений и коллективов, перестраивалась работа старых, ранее существовавших, перед ними выдвигались задачи широко­го культурно-пропагандистского, просве­тительного характера. План государственного музыкального строительства был намечен в ряде декре­тов, подписанных В. И. Лениным в 1918—19 годы и впервые выдвинут в де­крете «О Московской и Петроградской консерваториях» (1918). Развитием музыкального искусства стал руководить Музыкальный отдел Наркомпроса РСФСР, в работе которого участвовали виднейшие музыканты, в том числе Н. Я. Брюсова, А. Ф. Гедике, Р. М. Глиэр, К. Н. Игумнов, А. Д. Кас­тальский, Н. Я. Мясковский, А. Б. Голь­денвейзер и другие. Консерватория стала музыкальным вузом. Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе в 1919 преобра­зовано в Институт музыкальной драмы (с 1922 — Государственный институт театрального искусства — ГИТИС). В 1918 Московское синодальное училище реорга­низовано в Народную хоровую академию, были национализированы хоры И. И. Юхова и П. Г. Чеснокова, существовавшие до революции, сформированы первые советские камерные коллективы, в том числе Москов­ский квартет (1920, с 1921 — имени Стради­вари), квартет имени Бетховена, квартет Большого театра (с 1931), Персимфанс (1922), оркестр народных инструментов под управлением Г. П. Любимова (1919), Ансамбль красноармейской песни и пляски под руководством А. В. Александрова (1928, с 1946 его имени). Расширил свою деятельность хор М. Е. Пятницкого (с 1927 его имени). В 1922 учреждена Российская филармо­ния. С 1924 начались музыкальные передачи Московского радио. В 1931 создан Симфонический оркестр Всесоюзного радио. Первым зарубеж­ным музыкантом, выступившим в Моск­ве после окончания Гражданской войны, был немецкий дирижёр О. Фрид. В 20—30-е годы приезжали с концертами дири­жёры Э. Ансерме, Б. Вальтер, Ф. Вейнгартнер, Э. Клейбер, О. Клемперер, П. Монтё, пианисты Р. Казадезюс, А. Корто, Э. Петри, К. Цекки, скрипачи Ж. Сигети, Я. Хейфец, композиторы П. Хиндемит, Б. Барток, Д. Мийо, А. Казелла, певицы М. Андерсон, Е. Бандровска-Турска и другие.

Центральное положение в московской музыкальной жизни сохранил за собой Большой театр (в 1924 открылся его филиал в по­мещении Оперного театра С. И. Зимина). В 1918 при Большом театре начала работу Оперная студия под руководством К. С. Стани­славского (с 1928 — Оперный театр его имени). В 1919 возникла Музыкальная студия Ху­дожественного театра во главе с Вл. И. Немиро­вичем-Данченко. В 1941 оба театра объ­единились в Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1925—30 на сцене Большого театра были поставлены произведения советских композиторов: оперы — «Декабристы» Золотарёва (1925), «Любовь к трём апель­синам» Прокофьева (1927), «Сын солн­ца» Василенко (1929), «Загмук» Крей­на (1930). В 1927 состоялась премьера первого репертуарного советского балета «Крас­ный мак» Глиэра (с 1957 — «Красный цветок»).

В 1927 воспитанники Московской консерватории пианисты Л. Н. Оборин и Г. Р. Гинзбург завоевали премии на 1-м Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. В 1932 проведена 1-я Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства. В Москве 20-х годов жили и работали многие композиторы: А. В. Александров, А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, М. Ф. Гнесин, М. М. Иппо­литов-Иванов, Н. Я. Мясковский; нача­ли свою деятельность А. А. Давиденко, Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Т. Н. Хренников; с 1932 в Москве жил С. С. Прокофьев, с 1936— Ю. А. Шапорин.

В 20-е годы возникли творческие объединения: Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ, 1923), Ассоциация современной музыки (АСМ, 1924), Объедине­ние революционных композиторов и музыкальных дея­телей (ОРКИМД, 1925), Производствен­ный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории (Проколл, 1925). Сформировались центры развития научной мысли — Государственный институт музыкальной науки (ГИМН, 1921—31) и Музыкальная секция Государственной академии художественных наук (ГАХН). Вклад в орга­низацию музыкально-исследовательской работы внесли Н. А. Гарбузов, М. В. Иванов-Борецкий, К. А. Кузнецов.

В 1932 в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» создан Московский союз композиторов (с 1959 — Московская организация Союза композиторов СССР, с 1960 входит в Союз композито­ров Российской федерации), а в 1939 — Оргкомитет Союза композиторов РСФСР. В 1936 прошла первая Декада советской музыки; проведение декад в даль­нейшем стало традицией. В Москве впервые прозвучали многие произведения советских композиторов. В 30-е годы проведён ряд всесоюзных исполнительских кон­курсов (первый в 1933), выдвинувших новое поколение советских инструменталистов и певцов. Среди лауреатов — виолон­челист Д. Б. Шафран, скрипачка Г. В. Баранова, певец Б. Р. Гмыря, квар­теты Большого театра и имени Комитаса. 1930-е годы ознаменовались многочисленными по­бедами воспитанников Московской консерва­тории на международных конкурсах. Пре­мии получили пианисты Я. В. Флиер, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак и Р. В. Тамаркина, скрипачи Д. Ф. Ойстрах, Е. Г. Ги­лельс, М. С. Козолупова, М. И. Фихтенгольц. В 1938 в Москве проведён первый конкурс дирижёров (победители — Н. Г. Рахлин, К. К. Иванов, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. А. Мравинский). В 1936 созданы Государственный симфонический оркестр Союза ССР и Государственный оркестр народных инструментов (пре­образован из оркестра Всесоюзного ра­диокомитета, с 1946 — имени Н. П. Осипова). В эти годы развернулась деятельность дирижёров А. В. Гаука, С. А. Самосуда, певцов Н. А. Обуховой, К. Г. Держинской, В. В. Барсовой, М. П. Максаковой, А. С. Пирогова, И. С. Козловского, С. Я. Лемешева, М. Д. Михайлова, Н. Д. Шпиллер, Е. Д. Крутиковой, пиа­нистов Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, скрипача М. Б. Полякина, виолончелиста С. Н. Кнушевицкого. В 1930 открыты Центральный дом художественной самодеятельности (с 1936— Всесоюзный) и Театр народного творчества, в 1940 — Концертный зал имени П. И. Чайковского.

В годы Великой Отечественной войны многие московские музыканты были на фронте. Не вернулся с войны ряд педагогов Московской консерватории — А. Б. Дьяков, А. И. Окаёмов и другие. Некоторые музыкальные учреждения были эвакуированы. Московские музыканты вели большую работу в ча­стях Советской Армии, не прекращалась музыкальная жизнь в самой Москве. В филиале Боль­шого театра состоялась премьера первой советской оперы о войне «В огне» Кабалев­ского (1943). Музыкальный театр имени К. С. Стани­славского и Вл. И. Немировича-Данченко показал ряд патриотических спектаклей («Суворов» Василенко, «Мадемуазель Фифи» Кюи, «Чапаев» Мокроусова и др.). Ин­тенсивную деятельность вёл Симфонический ор­кестр Всесоюзного радио под руководством Н. С. Голованова, в музыкальных передачах вы­ступали С. Я. Лемешев, Н. А. Обухова, Д. Ф. Ойстрах, М. В. Юдина. В 1942 на­чали работу Государственный академи­ческий русский хор Союза ССР под руководством А. В. Свешникова и Республиканская русская хоровая капелла, в 1944 открыт научно-исследовательский Институт истории искусств АН СССР (впоследствии — Искусствознания институт), в 1944 — Музыкально-педагогический институт имени Гнесивых. В 1943 на базе Музея имени Н. Г. Рубинштейна при консерватории создан Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки. К концу войны восстанавливается нормальная работа московских музыкальных учреждений.

Балет
Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Большой театр СССР.

В послевоенные годы интенсивно развивалась музыкальная жизнь Москвы. Здесь жи­ли и работали Д. Д. Шостакович (с 1943) и И. О. Дунаевский (с 1944), с 1956 живёт Г. В. Свиридов. В 1948 состоялся 1-й Всесоюзный съезд советских Композиторов.

Хор
Государственный академический русский хор Союза ССР.

В конце 40—50-х годов выдвинулась плеяда новых композиторских имён — Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, С. С. Туликов, К. В. Молчанов, Б. А. Чайков­ский, А. Н. Пахмутова, А. Н. Холминов, а также исполнители — пианист С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, певец И. И. Петров и другие. В 50—60-е годы видное место заняли дирижёры Г. Н. Рождест­венский, Е. Ф. Светланов, хоровые ди­рижёры К. Б. Птица, В. Г. Соколов, А. А. Юрлов, певцы И. К. Архипова, З. А. Долуханова, Л. Г. Зыкина, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, Б. А. Руденко, В. А. Атлантов, Ю. А. Мазурок, А. П. Огнивцев, Е. Е. Нестеренко, А. А. Эйзен. Созданы Симфонический оркестр Московской филармонии (1953, руково­дитель С. А. Самосуд), Московский камерный оркестр (1956), Ансамбль скрипачей Боль­шого театра (руководитель Ю. М. Реентович), квартет Московской филармонии (1946) и квартет имени С. С. Прокофьева (1957). Возникли театральные коллективы: Московский детский музыкальный театр (худо­жественный руководитель Н. И. Сац, 1965), Камерный оперный театр под руководством Б. А. Покровского (1970). В музыкальных театрах поставлены оперы и ба­леты советских композиторов: в Большом театре — оперы «Декабристы» Шапорина (1953), «Укрощение строптивой» Шебалина (1957), «Повесть о настоящем человеке» (1960), «Игрок» (1974) Прокофьева, «Не только любовь» (1961), «Мёртвые души» (1977) Щедрина; балеты — «Золушка» (1945), «Сказ о каменном цветке» (1954) Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна (1958), «Анна Каренина» Щедрина (1972), «Иван Грозный» на музыку Про­кофьева (1975). На сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немиро­вича-Данченко поставлены оперы «Вой­на и мир» Прокофьева (1957, впервые в полной редакции), «Катерина Измай­лова» Шостаковича (вторая редакция, 1963), «Кола Брюньон» Кабалевского (вторая редакция, 1971). Развернулась деятельность Ансамбля советской оперы (основан в 1934), который исполнил ряд новых сочинений советских композиторов. В Москве постоянно гастролируют многие выдающиеся за­рубежные исполнители и коллективы, проходят конгрессы, симпозиумы и совещания по различным проблемам современного музsкального искусства. Событиями большого об­щественного значения стали проводимые раз в 4 года конкурсы исполнителей имени Чай­ковского (с 1958).

Опера
Сцена бала из оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева. Большой театр СССР. 1959.

В Москве работают: театры — Большой театр СССР и Кремлёвский Дворец съездов (труппа Большого театра), Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Неми­ровича-Данченко, Московский камерный музыкальный театр, Оперная студия при Московской консерватории, Московский театр оперетты, Детский музыкальный театр; Московская филармония, Московская об­ластная филармония, Гастрольбюро СССР, Госконцерт СССР, Росконцерт, Москонцерт; Государственный оркестр СССР, Симфо­нический оркестр Московской филармонии, Боль­шой симфонический и Симфонический оркестры Всесоюзного радио и Центрального теле­видения, Симфонический оркестр кинемато­графии, Оркестр русских народных инструмен­тов имени Н. П. Осипова, Московский камерный оркестр, вокально-инструментальный ан­самбль солистов «Мадригал», Камерный оркестр Росконцерта, Ансамбль скрипа­чей Большого театра; Государственный академический русский хор СССР, Республиканская русская хоро­вая капелла имени А. А. Юрлова, Московский ка­мерный хор, Русский народный хор имени М. Е. Пят­ницкого, Ансамбль песни и пляски Советской Армии и другие; струнные квартеты имени Бетховена, имени Бородина, имени Глинки, имени Прокофьева, квартет арф и другие; Государственный эстрадный оркестр РСФСР, Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, оркестр под руководством О. Л. Лундстрема и другие; Московская консер­ватория имени П. И. Чайковского (при ней: факультет военных дирижёров, Музыкальное училище, музыкальная школа-семилетка, Центральная специальная музыкальная школа-десятилетка), Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (при нём: музыкальное училище, музыкальная школа-десятилетка и школа-семилетка), музыкально-педагогические факультеты имеются в Московском педагогическом институте имени В. И. Ленина, Московском заочном педагогическом институте, отделение ак­тёров музыкальной комедии в ГИТИСе, дирижёрско-хоровое и дирижёрско-оркестровое отделения на факультете культпросветработы Московского института культуры; Музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова, Хоровое училище, Музыкально-педагогическое училище имени Октябрьской революции; 67 детских музыкальных школ, 68 вечерних музыкальных школ для взрос­лых и детей; издательства «Музыка», «Советский композитор». Издаются журналы «Со­ветская музыка», «Музыкальная жизнь».