Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Градостроительство и архитектура Москвы. Часть 7



Генеральным направлением массового жилищного строительства стало сборное крупнопанельное домостроение. Многоэтажные жилые дома, общественные здания и инженерные сооружения возводятся на основе единого каталога унифицирован­ных изделий. Проектируются жилые дома различной протяжённости и с более свободной ориентацией по странам света. Увеличилось и количество вариантов фасадов жилых зданий: различны оформ­ления входов, ритм эркеров, балконов и лоджий, окраска и фактура стен. Между домами вводятся соединительные вставки. В результате этого индивидуализируются художественное решение отдельного здания и архитектурный облик каждого района. Ведётся также смешанная застройка жилых районов, включающая дома в 9 и более этажей. Повышение этажности уве­личило эффективность использования городских земель и открыло новые воз­можности создания выразительных архи­тектурных ансамблей, а также обогатило силуэт застройки, придало ей живопис­ность и контрастность. Строительство многоэтажных жилых домов началось в конце 1950-х годов с односекционных крупно­блочных зданий башенного типа. В начале 60-х годов в практику стали внедряться дома из вибропрокатных панелей, изго­товленных по методу инженера Н. Я. Козлова. Индустриальные конструкции (каркасно-панельные и панельные) внедряют­ся и в практику строительства массовых общественных зданий, ускоряя и удешевляя его и способствуя большему стилистиче­скому единству жилых комплексов. Со­вершенствуются типы школ, больниц и других построек, созданы новые типы мик­рорайонных торговых центров. С 60-х годов строится всё больше крупных общественных зданий по индивидуальным проектам: крупные административные здания, научно-исследовательские и проектные институты, крытые спортивные сооружения, аэро- и автовокзалы. Одно из наиболее значительных зданий нового типа — Кремлёвский Дворец съездов. Он не только отвечает многообразным прак­тическим целям, но и выражает передо­вые идеи эпохи. Цельность композиции, чёткость ритма и крупный масштаб про­стых форм в сочетании с раскрытым пространством интерьеров определяют торжественный характер сооружения и подчёркивают его общественную значи­мость.

Архитектурная карта

На примере крупных общественных зданий отчётливо видны типичные черты архитектурного творчества 60—70-х годов. Наряду с углублённой проработкой функциональ­ных и технико-экономических задач его отли­чают большое внимание к вопросам ху­дожественной выразительности композиции, стремление эстетически осмыслить воз­можности новых строительных материалов и конструкций. Большинство современных общественных зданий характеризуется лаконизмом форм, свободным функционально и эстетически обоснованным объёмно-планиро­вочным построением. В формировании архитектурно-художественного образа активно участвует монументально-декоративное искусство (настенные росписи, мозаичные панно, скульптура), которое использует­ся в архитектуре крупных сооружений и объектов массового строительства — зданиях детских учреждений, школах, кинотеат­рах, гостиницах, кафе. Среди первых общественных зданий, созданных на основе современных творческих принципов, — Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах. Запроектированный как комплекс взаимосвязанных корпусов, он представ­ляет собой пространственно развитый еди­ный архитектурный организм, слитый с парковым пейзажем. Важную роль в композиции играет синтез архитектуры и монумен­тально-декоративного искусства. Стилевые особенности современной архитектуры чётко про­явились в таких постройках, как Город­ской аэровокзал, аэровокзалы «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово», Телебашня и Телецентр в Останкине, Хореографи­ческое училище, гостиница «Россия», Курский вокзал, цирк на проспекте Вернад­ского, новое здание Художественного театра. Для Москвы 70-х годов характерным становится строительство не только отдельных общественных зданий, но и целых комплексов. Своеобразный городок науки складывает­ся в Новых Черёмушках у пересечения улиц Профсоюзной и Красикова — здания Экономико-статистического института (архитекторы Л. Н. Павлов и другие), Института научной информации с фундаментальной библиотекой Отделения общественных наук АН СССР (архитекторы Я. Б. Белопольский и другие) и др.

Пропект Калинина
Пропект Калинина. 1962-68. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и другие.

В 1976 началось строительство так называемых олимпийских объектов — комплекс Олимпийской деревни на Юго-Западе (архитекторы Е. Н. Стамо, А. Б. Самсонов, инжинеры В. С. Костенко и другие), крытый стадион и плаватель­ный бассейн на проспекте Мира (архитекторы М. В. Посохин, Б. И. Тхор, Р. И. Семерджиев, инженеры Ю. В. Рацкевич, Ю. П. Львовский), велотрек в Крылатском (архитекторы Н. И. Воронина, А. Оспенников, инженеры В. В. Ханджи и другие), здание пресс-центра на Зубовском бульваре (архитектор И. М. Виноградский, инженеры В. В. Ханджи и другие), конно-спортивная база в Битцевском лесо­парке (архитекторы Л. К. Дюбек, А. Р. Кеглер, инженер С. И. Керштейн) и др. В 1973 Главным архитектурно-планировочным управле­нием города Москвы создан проект детальной планировки центра Москвы, на основе которого создаётся 9 заповедных зон в центре столицы. С течением времени Москва должна превратиться в образцовый коммунистический город с удобной планировкой и со­временной архитектурой.

Белый Дом
Дом Советов РСФСР на Краснопресненской набережной. 1968-79. Архитекторы Д. Н. Чечулин, П. П. Штеллер и другие.