Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Москва до 17 века



Заселение территории будущей Москвы началось в эпоху неолита (новый каменный век). Материалы по истории этого пе­риода дают археологические памятники. Древнейшие поселения 3-го тысячелетия до н. э. обнаружены в окрестностях Москвы (село Льялово на реке Клязьма) и на нынешней городской территории (Щукино). Здесь жили рыболовы и охотники, которым были из­вестны орудия только из камня и кости. В бронзовом веке (во 2-м тысячелетии до н. э.) территория Москвы была заселена представи­телями так называемой фатьяновской культуры — скотоводами. Фатьяновские могильники обнаружены в Московской области, а также и в Москве (Давыдково). Дальнейший этап заселения территории Москвы — в эпоху же­лезного века — определяется городища­ми дьяковской культуры.

Во второй половине 1-го тысячелетия н. э. территория Подмосковья была заселена союзами славянских племён — вятичами и к северо-западу от современной Москвы кривичами. Москва возникла на рубеже расселения этих пле­мён. Группы курганов (у ст. Яуза, в Ца­рицыне, Чертанове, Конькове, Деревлёве, Зюзине, Черёмушках, Матвеевском, Филях, Тушине и др.) свидетельствуют о находившихся в этих местностях в 11— 13 веках деревнях вятичей. Они и составили первоначальное ядро населения Москвы. Материалы археологических раскопок на территории Кремля и Зарядья показали, что в конце 11 века Москва представляла собой небольшой городок на мысу у устья реки Неглин­ной, с феодальным центром на Боровиц­ком холме и ремесленно-торговым предградьем (посадом). Оконечность мыса была защищена с севера и востока валом с частоко­лом и рвом, проходившими у юго-заподного угла современного Большого Кремлёвского дворца (остатки этого рва обнаружены в 1960). Неукреплённая часть городка — посад — простиралась примерно до современного Крем­лёвского Дворца съездов, а по берегу реки Москвы — до здания современной гостиницы «Россия», где, вероятно, была пристань. Первое летописное упоминание о Москве как поселении относится к 1147, от которого ведётся летосчисление истории города. В 1156 при князе Юрии Долгоруком Москва была укреплена деревянными стена­ми и рвом. Территория крепости выросла в 5— 6 раз, посад, расширяясь на восток, занял территорию будущего Зарядья, а на севере достиг современного здания Арсенала в Кремле. В 12 — начале 13 веках Москва — крепость Владимиро-Суздальского княжества, прикры­вавшая подступы к нему с юго-запада. Монго­ло-татарское нашествие начала 13 века привело к жесточайшему разорению Москвы, которая была захвачена и сожжена зимой 1237—38. Но сравнительно скоро Москва вновь отстроилась и во второй половине 13 века стала центром самостоятельного Московского княжества. Родоначальником династии её князей стал сын Александра Невского Даниил Александрович. Рост и возвышение Москвы связаны прежде всего с её расположением в центре той части восточнославянских земель, где складывалась русская народность. Важным фактором было развитие ремёсел (железоделательного, литейно-ювелирного, кожевенно-сапожного). Возвышению Москвы способствова­ло также удобное географическое расположе­ние на пересечении важнейших торговых путей.

В начале 14 века Москва выдвигается как столица Московского великого княжества — одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси. Со времени княжения Ивана Калиты Москва стала инициатором объединения Руси, организатором борьбы за освобождение от монголо-татарского ига. Быстрый рост политического и хозяйственного значе­ния Москвы в первой половине 14 века способство­вал переносу в неё из Владимира резиден­ции русских митрополитов. Москва стала церковной столицей Руси, а церковь с её могущественной организацией — ору­дием объединительной политики московских князей. При Дмитрии Донском Москва — центр крупнейшего и самого сильного русского княжества, организатор вооружённой борьбы русского народа против иноземных захватчи­ков. В Москве формировались русские войска, которые во главе с Дмитрием Донским нанесли поражение татарским полчищам в Куликовской битве 1380. Эта победа содействовала подъёму национального самосознания русского народа. Москва, столица Русского государства, становилась ядром формирующейся русской народности. В 1382 хан Тохтамыш напал на Москву. Горожане организовали обо­рону Кремля (см. Восстание 1382). Обманным путём татары захватили, раз­грабили и сожгли город. Погибло 24 тысячи жителей. В 1408 москвичи отбили нападе­ние татарского хана Едигея. Консолидация русских земель вокруг Москвы продолжалась. В 14 и первой половине 15 веках Москва — круп­ный город с многочисленным торгово-ремесленным населением. Основные места рас­селения — Великий посад (впоследствии территория Китай-города), Заречье (впослед­ствии Замоскворечье), Занеглименье, затем и Заяузье.

Белокаменный Кремль
Кремль при Дмитрии Донском. С картины А. М. Васнецова.

В конце 15 века при великом князе Иване III Москва стала столицей Русского централизованного государства. Памятник этой эпохи — новый Кремль, построенный в конце 15 — начале 16 веков и сохранившийся в своей осно­ве до наших дней. Величественная ар­хитектура кремлёвских стен, башен, со­боров и теремов соответствовала значе­нию Москвы как столицы крупнейшего государства Европы. В Москву приезжали пос­лы из Италии, Германии, Польши, Вен­грии и других стран. Рост политического зна­чения Москвы сопровождался превраще­нием её в важнейший экономический и куль­турный центр России. Изделия московских ре­месленников были известны далеко за пределами города. Особенно высокого раз­вития и совершенства достигли в Москве производство оружия, тканей, кожевенных, гончарных и ювелирных изделий, строи­тельное дело. Память об этом сохранилась в названиях улиц и переулков Москвы (Большая и Малая Бронные улицы, Малый Палашевский и Ружейный переулки, Кожевническая и Сыромятнические улицы, Котельническая и Гон­чарная набережные и другие). В конце 15 века основан Пушечный двор. Москва была круп­ным торговым центром. Сюда со всех концов Русского государства, а также из-за границы привозились продовольствие, сырьё, ре­месленные изделия, которые Москва не только потребляла, но и перераспределя­ла по стране. Центром московской и общерусской торговли стал Великий посад. Главный рынок Москвы — «Торг» находился около Кремля на месте нынешней Красной площади. Развитие ремесла и торговли в 16 веке способствовало росту территории и населения города. По размерам Москва превосходила крупнейшие города Европы (Лондон, Прагу). Территория её рас­полагалась в пределах современного Садового кольца, местами выходя за его границы.

Развитие товарно-денежных отношений вело к имущественному расслоению посад­ского населения Москвы. К середине 16 века оно делилось по степени состоятельности на три группы: гостей, посадских людей и чёрных городских людей.

Для защиты Москвы и её увеличивав­шегося населения была создана в 16 веке система кольцевых оборонительных сооружений (Китайгородская стена, Белого города стена, Земляной вал). Подступы к городу прикрывали монастыри-крепости: с юго-запада — Новодевичий монастырь, с юга — Донской и Даниловский монастыри, с юго-востока — Симонов и Новоспасский мона­стыри, с востока — Андроников монастырь. Кольцеобразные стены Белого и Земля­ного городов пересекались радиальными улицами, которые шли от центра Москвы к её окраинам. Улицы эти, возникнув на месте дорог, получили название тех горо­дов, к которым вели: Тверская (ныне улица Горького), Калужская (Ленинский проспект), Дмитровка (Пушкинская улица), Серпухов­ская (Большая Серпуховская улица), Смоленская.

Москва была важнейшим центром фор­мирования и развития общерусской национальной культуры, где сосредоточивались писате­ли, художники, учёные, создававшие ори­гинальные по содержанию и форме, острые по идейной направленности публицистические и художественные произведения. В 50—70-е годы 16 века был составлен на основе летописей Московский лицевой свод — свое­образная история человечества от «сотворения мира». В 16 веке появились обширные коллективные сочинения: «Великие Четьи-Минеи», «Стоглав», «Домострой». Большого совершенства достигло мастерство зодчих, воплощённое в таких выдающих­ся памятниках архитектуры, как Кремль и Покровский собор. В Москве зародилось русское книгопечатание. В 1564 Иваном Фёдоровым и его помощником Петром Мстиславцем был выпущен «Апостол» — первая точно датированная русская печатная книга.