Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
зал семинар

Курганы

Курганы

земляные насыпи над древними могилами. На территории Москвы — погребальные памятники славян-вятичей 11—13 веков. Захоронения под курганами в древнерусских городах прекратились с введением христи­анства, но сельское население продолжало хоронить умерших по старому языческому обряду. Московские курганы — кладбища многочисленных сельских поселений, окружавших раннефеодальный город. На территории современной Москвы зафиксировано около 70 групп курганов, располагавшихся главным образом на правобережье реки Москвы (см. Архео­логическую карту Москвы). Первые раскопки курганов вятичей произведе­ны в 1838 А. Д. Чертковым. Значительное число курганов в 19 веке было раскопано, уничто­жено при застройке и кладоискательских поисках. В начале 20 века работами А. А. Спицына материалы курганов были систематизированы и определены как принадлежащие вятичам. Обобщение и классификация всего огромного курганного материала принад­лежит А. В. Арциховскому (1930). В советское время курганы раскопаны у платформы Яуза, в местностях Зюзино, Черёмушки, Фили, Матвеевское, Коньково, Очаково, Цари­цыно, Борисово, Орехово и других. До настоящего времени курганы сохранились в Царицыне, Филях, Конькове, Узком, Тёплом ста­не и др., в основном на территориях лесопарков. Количество курганов в могильниках различ­но (от нескольких курганов до десятков). Насы­пи преимущественно полушаровидной формы, средняя высота 1,5—2 м. В них встречаются остатки тризны — угли от костра, кости животных, разбитая посуда. Мужские погре­бения обычно содержат железные ножи, металлические пряжки от поясов глиняные горшки, изредка — серебряные бляшки от поясного набора, конские удила, серпы, кресала, скобели и др. Женщин хоро­нили в праздничном (свадебном) племенном уборе (бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, ажурные бронзовые перстни, разнообразные брас­леты). В погребениях встречаются остатки тканей — льняных и шерстяных мест­ного производства и привозных шёлковых, кожаная обувь. Находки свидетельствуют о развитии деревенского ремесла (изде­лия ювелиров, гончаров, кузнецов, кожевников), об экономических связях сельской ок­руги с городом (привезённые в Москву с Волыни шиферные пряслица, изготовленные в городе предметы христианского куль­та — кресты и образки, которые использо­вались как украшения). Материалы из курганов — ценный исторический источник, характе­ризующий не только этнический состав и физический тип населения, но также экономику, идеологические представления и социальный строй первоначального населения Москвы.

Литература: Арциховский А. В., Курганы вятичей, Москва, 1930.