Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Портфолио интернет агентство далее comp-remont-pomosh.ru.

Коммунистические субботники

Коммунистические субботники

одна из форм добровольной бесплатной работы советских трудящихся на благо общества, характеризующая их комму­нистическое отношение к труду. Коммунистические субботники возник­ли в Москве весной 1919, в один из трудней­ших периодов Гражданской войны, в ответ на письмо ЦК РКП(б) о работе по-рево­люционному [см. «Тезисы ЦК РКП(б) в связи с положением Восточного фронта», Ленин В. И., ПСС, том 38, с. 271— 274] и на призыв В. И. Ленина улучшить работу железных дорог (см. там же, с. 249). По своему характеру и содержанию коммунистические субботники несли зачатки социалистического со­ревнования, явились одной из пер­вых его форм. Инициатором первого коммунистического субботника была партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги (улица Буракова, 8; мемориальная доска). Из всех железных дорог с наибольшим напряжением работала Московско-Казанская железная дорога, питав­шая Восточный фронт — главный фронт того пе­риода, обеспечивавшая снабжение Москвы продовольствием с Поволжья. Остро не хватало подвижного состава. Только на станции Москва-Сортировочная скопилось до 200 неисправных паровозов, верени­цами стоявших на запасных путях до станции Перово, где находилось до 700 разбитых вагонов. 6 апреля на собрании ком­мунистов по предложению председателя ячейки и комиссара депо И. Е. Буракова было решено сверхурочно отремонтировать паровозы, необходимые для срочной отправ­ки поездов на Восточный фронт. В субботу (отсюда название) 12 апреля 13 коммунистов и 2 сочувствующих, работая с 8 часов вечера до 6 часов утра, отремонтировали три паровоза. Работали две бригады под руководством Буракова и слесаря А. И. Усачёва (В. Е. Апухтин, Я. Ф. Гарлупин, М. А. Кабанов, П. С. Кабанов, А. В. Кабанова, А. В. Каракчеев, Я. М. Кондратьев, В. И. Напёрстков, Ф. И. Павлов, И. С. Петров, В. М. Сидельников, А. А. Сливков, фамилия одного участ­ника пока не установлена).

Один из отремонтированных паровозов — ОВ-7024 был впоследствии обнаружен в Хабаровском крае. 2 марта 1959 коллектив депо Хабаровск-2 в неурочное время и бесплатно произвёл подъёмочный ремонт локомотива и затем от­правил в Москву. В канун 40-й годовщины первого коммунистического субботника паровоз был навечно уста­новлен в депо Москва-Сортировочная.

По решению партийного собрания Московско-Казанского железнодорожного подрайона 10 мая 1919 состоялся первый массовый коммунистический субботник (205 человек за 6 часов отремонтировали 4 паровоза, 16 вагонов, переместили 9300 пудов раз­личных грузов). В мае коммунистические субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. 13 сентября 1919 на станции Москва-Товарная I (Ярославской железной дороги) провели первый коммунистический субботник комсомольцы Москвы. Вслед за железно­дорожниками коммунистические субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

Большую роль в пропаганде идеи коммунистических субботников сыграли работа В. И. Ленина «Ве­ликий почин» (июль 1919), в которой он указал на огромное историческое значение коммунистических субботников, назвал их «фактиче­скими ростками коммунизма», и док­лад Ленина о субботниках 20 декабря 1919 на Московской общегородской конференции РКП(б). В циркулярном письме ЦК РКП(б) «На борьбу с топливным кризисом» (ноябрь 1919) Ленин нацелил партийные организации на систематическое проведение коммунистических субботников. В январе 1920 во время «Недели фронта» тысячи рабо­чих Москвы трудились в помощь фронту. По решению 9-го съезда партии 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник-маёвка; в нём участвовало 425 тысяч человек (на Московском железнодорожном узле отремонтировано 96 паровозов, 260 вагонов, разгружено 1579 и погружено 1014 вагонов); в Кремле на субботнике работал Ленин, на заводе Михельсона — М. И. Калинин. С мая 1919 по май 1920 в коммунистических субботниках участвовало 189 607 москвичей, за май — август 1920 — 1400 тысяч человек; всего за годы Гражданской вой­ны в Москве участвовало в коммунистических субботниках свыше 2 млн. человек. Росло участие в коммунистических субботниках беспартийных: в 1919 в среднем 15% общего числа участ­ников, в 1920 — около 80%.

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриали­зации, в период Великой Отечественной войны. Ныне они проводятся для ускорения строительства хозяйственных объектов, лечебных учреждений, клубов, школ, озеленения города и т. п. Первый Всесоюзный коммунистический субботник был проведён в апреле 1969 в честь 50-летия первого коммунистического субботника. Традиционными стали Всесоюзные ленинские коммунистические субботники, посвященные дню рождения В. И. Ленина (в апреле), годовщинам великих событий истории СССР. Первый Всесоюзный ленинский коммунистический субботник был проведён 11 апреля 1970 по инициативе рабочих депо Москва-Сортировочная. 21 апреля 1979 в Москве во Всесоюзном ленинском коммунистическом субботнике участвовало 6 млн. 500 тысяч человек, из них около 4 млн. человек занимались работами по благо­устройству города. Остальные участники коммунистического субботника трудились на своих рабочих мес­тах. Выпущено промышленной продукции почти на 77 млн. рублей, выполнено на строительстве работ более чем на 12 млн. рублей, многое сделано по благоустройству города.

Коммунистические субботники имеют большое политическое и воспитательное значение в деле формирования коммунистического отношения к труду.

Литература: Ленин В. И., Великий почин, Полное собрание сочинений, 5 издание, том 39; Коммунистиче­ские субботники в Москве и Московской губернии в 1919—1920 гг., Москва, 1950; Кукуш­кин Ю., Шелестов Д., Первые ком­мунистические субботники, Москва, 1959; Смир­нов И. И., Коммунисты — организаторы великого почина, «Вопросы истории КПСС», 1978, № 4; «Московская правда», 1978, 25 апреля.