Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
изготовление зеркал

Эстрада

Эстрада

Эстрадное искусство Москвы ведёт начало от скоморошьих традиций, получивших развитие в 18—19 веках на народных гуляньях. С 18 веке в оперно-балетные и драматические спектакли вводились дивертисменты (концертные программы с участием крупных актёров). В 19 веке рассказы, стихи, монологи исполняли М. С. Щепкин. П. С. Мочалов, П. М. Садовский, М. Н. Ермолова и другие. С середины 19 века представления давались в таких увеселительных садах, как, например, «Эрмитаж». В ресторанах, особенно загородных («Яр» — в Петровском парке), выступали русские, цыганские, венгерские хоры и солисты. Из хоров вышли певцы В. В. Панина, Н. В. Плевицкая, А. Д. Вяльцева, куплетисты П. Ф. Жуков, Н. Ф. Монахов. В начале 20 века появились театры миниатюр. Лучший из них — театр «Летучая мышь».

Подлинное развитие эстрадного искусства началось после Великой Октябрьской революции. В рабочих клубах в концертах участвовали крупнейшие актёры, певцы, музыканты, исполнители фельетонов, куплетов, представители цирковых жанров. Образцовые по составу исполнителей и репертуару концерты устраивались в Колонном зале Дома Союзов и других концертных залах. Авторами и исполнителями злободневных фельетонов были Н. П. Смирнов-Сокольский и Г. И. Афонин. В летних садах «Эрмитаж», «Аквариум» и других, в парках культуры и отдыха действовали специальные театры эстрады. С 1918 в Москве работает Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. В 1923 в саду «Аквариум» был организован первый мюзик-холл. В 1926—36 в бывшем цирке Никитиных на Большой Садовой улице работал стационарный мюзик-холл (ныне — здание Театра Сатиры). В 1928 создан Ансамбль красноармейской песни (ныне — Ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова), в 1937 — Ансамбль народного танца СССР, в 1948— хореографический ансамбль «Берёзка».

В 30-е годы получили известность певцы Т. С. Церетели, Л. А. Русланова, К. И. Шульженко; чтецы В. Н. Яхонтов, В. Н. Аксёнов, Д. Н. Журавлёв, С. А. Кочарян, С. М. Балашов; рассказчик В. Я. Хенкин; куплетисты Б. С. Борисов, И. С. Набатов; конферансье А. Г. Алексеев, М. Н. Гаркави; дуэты Л. Б. Миров и Е. П. Дарский (позднее М. В. Новицкий), М. В. Миронова и А. С. Менакер; исполнители эстрадного танца А. А. Редель и М. М. Хрусталёв и другие.

В годы Великой Отечественной войны артисты московской эстрады выступали на фронтах, на предприятиях. В первые послевоенные, а затем в 50—70-е годы приобрели популярность: певцы М. Н. Бернес, Л. Г. Зыкина, Г. М. Великанова, И. Д. Кобзон; чтецы В. А. Попова, Б. Г. Моргунов, Н. М. Эфрос, Я. М. Смоленский, Г. В. Сорокин; дуэты А. И. Шуров и Н. Н. Рыкунин; пародист-фельетонист Г. В. Хазанов; конферансье Б. С. Брунов, О. А. Милявский, С. М. Дитятев, Пользуются успехом номера кукольников С. В. Образцова, И. Н. Дивова и С. Я. Мей (позднее Н. А. Степановой), М. В. Цифринович; артистов пантомимы А. А. Елизарова, А. Б. Жеромского, Ю. Д. Медведева, А. А. Чернова, Н. В. и О. Б. Кирюшкиных.

В 1954 создан Театр эстрады, в 1959 открыт Театр миниатюр, в 1960 — Мюзик-холл. Эстрадные концерты проводятся в концертных залах, кинотеатрах; вечера чтецов — в зале Библиотеки имени Ленина. В Москве действуют варьете в ресторанах «Арбат», «Интурист». Большая часть концертов проходит во дворцах и домах культуры. В концертах участвуют Эстрадный оркестр РСФСР под руководством Л. О. Утёсова, Эстрадный оркестр Всесоюзного радио и телевидения и другие. Значительна роль режиссёров С. А. Каштеляна, А. П. Конникова, А. П. Тутышкина, Д. В. Тункеля и других. Кадры артистов эстрады готовит (с 1961) Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Организацией эстрадных программ руководит Москонцерт. С 1963 в Москве издаётся журнал «Советская эстрада и цирк».