Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Большой театр СССР

Большой театр СССР

(с 1919 — Государственный академический Большой театр, ГАБТ) (площадь Свердлова, 2), ведущий музыкальный театр страны. Датой основания считается 28 марта 1776, когда была создана первая труппа (см. Театр Медокса), состоявшая из актёров различный московских театральных антреприз и крепостных актёров. Спек­такли ставились в доме графа Р. И. Во­ронцова на Знаменке (ныне улица Фрунзе, дом не сохранился). В 1780 труппа пе­реехала в специально построенное здание на улице Петровке (см. Петровский театр). В 1805 это здание сгорело. В 1825 на том же месте состоялось открытие вновь по­строенного театра (архитекторы О. И. Бове, А. А. Михайлов). После пожара 1853 здание было значительно перестроено (1855—56; архитектор А. К. Кавос, квадри­га — скульптор П. К. Клодт). Большой театр — вы­дающийся образец русской архитектуры середины 19 века и одно из крупнейших театральных соору­жений в Европе.

Большой театр СССР
Большой театр СССР.

В первые годы существования театра на его сцене наряду с западноевропей­скими произведениями ставились и рус­ские народно-бытовые музыкальные ко­медии, в том числе «Мельник — колдун, обманщик и сват» Соколовского (1779); с конца 20-х годов 19 века — оперы А. Н. Верстовского. В 1842 Управление московских театров перешло в подчинение Петербургской дирекции императорских те­атров, что во многом тормозило утверж­дение национального репертуара на сцене Большого театра. Широкое развитие русское оперное и балетное искусство получило с середины 19 века с появлением опер М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, затем М. П. Мусоргского, А. П. Боро­дина, Н. А. Римского-Корсакова, опер и балетов П. И. Чайковского. Освоение отечественного репертуара определило исполнительский стиль Большого театра. Театр сла­вился плеядой блистательных певцов, танцоров, дирижёров, художников, став­ших славой не только русского но и мирово­го искусства (Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, А. А. Горский, Е. В. Гельцер, В. Д. Тихомиров, С. В. Рахманинов, В. И. Сук, К. А. Коровин).

Октябрьская революция открыла новую эпоху в развитии Большого театра. Его искусство стало достоя­нием широких масс трудящихся нашей страны. С 20-х годов на сцене театра появляются произведения советских композиторов (опера «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, 1927, балет «Красный мак» Глиэра, 1927, и другие), новое прочтение получает мировая оперная и балетная классика. Большой театр поставил около 90 опер и балетов советских авторов, в том числе произведения Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Б. В. Асафьева, И. И. Дзержинского, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина, Т. Н. Хренникова, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, В. И. Мурадели, А. Н. Холминова, Р. К. Щедрина, К. В. Молчанова, А. Я. Эшпая и других.

История Большого театра связана с именами певцов — В. Р. Петрова, Н. А. Обуховой, В. В. Барсовой, И. С. Козловского, А. С. Пирогова, С. Я. Лемешева, К. Г. Держинской, М. П. Максаковой, М. Д. Михайлова, Е. А. Степановой, Е. К. Ка­тульской, М. О. Рейзена, Г. М. Нэлеппа, Ал. П. Иванова и других; солистов бале­та — М. Т. Семёновой, Г. С. Улановой, А. Н. Ермолаева, А. М. Мессерера, О. В. Лепешинской и других; дирижёров — Н. С. Голованова, С. А. Самосуда, А. М. Пазовского, Л. П. Штейнберга, А. Ш. Мелик-Пашаева, Ю. Ф. Файера, Г. Н. Рождественского, Е. Ф. Светланова; режиссёров — В. А. Лосского, Л. В. Баратова; балетмейстеров — К. Я. Голейзовского, В. И. Вайнонена, Р. В. За­харова, Л. М. Лавровского; художни­ков — Ф. Ф. Федоровского, П. В. Вильямса, В. Ф. Рындина.

Среди Крупных постановок театра: оперы — «Борис Годунов» (1927; 1948) и «Хованщина» (1950) Мусоргского, «Садко» Рим­ского-Корсакова (1949), «Аида» (1951) и «Дон Карлос» (1963) Верди, «Война и мир» (1959) и «Семён Котко» (1970) Прокофьева, «Мёртвые души» Щедрина (1977), «Отелло» Верди (1978); балеты — «Бахчисарайский фонтан» Асафьева (1936), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1946), «Щелкунчик» Чайковского (1966), «Спартак» Хачатуряна (1968), «Анна Ка­ренина» Щедрина (1972), «Ангара» Эшпая (1976).


Сцена из опервы А. П. Бородина «Князь Игорь».

Репертуар каждого сезона включает около 50 опер и балетов, ежемесячно Большой театр показывает 52 спектакля. Зрительный зал вмещает 2150 человек. В 1924—59 театр имел филиал (здание бывшей Частной оперы Зи­мина, ныне — Театра оперетты). С 1961 спектакли идут также на сцене Кремлёвского Дворца съездов.

Труппа театра насчитывает свыше 900 артистов оперы, балета, хора, оркестра, мимического ансамбля, в её составе (1978): певцы — И. К. Архипова, В. А. Атлан­тов, А. Ф. Ведерников, Ю. А. Мазурок, Т. А. Милашкина, Е. Е. Нестеренко, Е. В. Образцова, А. П. Огнивцев, Б. А. Руденко, А. А. Эйзен; солисты балета — Н. И. Бессмертнова, В. В. Васильев, М. В. Кондратьева, М. Л. Лавровский, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, М. М. Пли­сецкая, Р. С. Стручкова, Н. В. Тимофе­ева. Главный дирижёр Ю. И. Симонов, главный ре­жиссёр Б. А. Покровский, главный балетмей­стер Ю. Н. Григорович, главный хормейстер А. В. Рыбнов, главный художник Н. Н. Золо­тарёв. Театр награждён 2 орденами Ле­нина (1937, 1976).

В здании Большого театра проводились крупнейшие политические и общественные мероприятия: партийные и профсоюзные съез­ды, международные конгрессы, более 30 раз выступал В. И. Ленин (мемориальная доска); 1-й Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 провозгласил образование СССР (мемориальная доска).

Литература: Шавердян А., Большой театр СССР, Москва, 1954; Сегодня на сцене Большого театра, Москва, 1976.