Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Технология укладки штучного паркета купить паркетный лак 1001kraska.ru.

Балет

Балет

Первое в России балетное представление — «Балет об Орфее и Эвридике» (постановка Н. Лим) было показано в Москве в 1673 (или 1675). С середины 18 века в Москве выступали иностранные антрепри­зы. В 1773 в классах Воспитательного дома стали готовить балетных артистов, которые позднее вошли в труппу антре­призы П. В. Урусова и М. Г. Медокса (основана в 1776), когда она начала выступать в специально построенном для неё Пет­ровском театре (1780). От этой антрепризы ведёт свою историю балетная труппа Большого театра. В Петровском театре особым успехом пользовались комические, быто­вые, жанровые балеты с народными плясками. В конце 18 — начале 19 веков значительное развитие получили многочисленные крепостные труппы, в том числе театр графов Шереметевых (в Москве и подмосковных имениях Кус­ково и Останкино), где в балетных спек­таклях славилась крепостная танцов­щица Т. В. Шлыкова-Гранатова. Кре­постные артисты были одним из источни­ков пополнения балетной труппы Боль­шого театра.

Сцена из балета Спартак
Сцена из балета «Спартак» А. И. Хачатуряна. Балетмейстер Ю. Н. Григорович. Большой театр.

Общественный подъём, связанный с победой России в Отечественной войне 1812, вдохновлял и деятелей балета. Балетмейстеры И. М. Аблец, И. И. Вальберх и А. П. Глушковский ставили в Москве патриотические спектакли и дивертисменты о событиях Отечественной войны. Глушков­ский перенёс на московскую сцену многие балеты Ш. Дидло, создал первый балет на сюжет А. С. Пушкина («Руслан и Людмила» на музыку Ф. Е. Шольца, 1821). На московской сцене блистали Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, И. К. Лобанов, К. Ф. Богданов, Т. С. Карпакова и другие. Значительной была деятельность танцовщицы и балетмейстера Ф. Гюллень-Сор, работавшей в Москве в 1823—39. В 40-е годы московский балет развивался в рус­ле романтического искусства. Шли балеты, созданные Ф. Тальони («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, «Дева Дуная» А. Адана), Ж. Коралли и Ж. Перро («Жизель» А. Адана), Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, с участием известной австрийской балерины Ф. Эльслер). В русле романтического направления расцвело лирическое даро­вание Е. А. Санковской и её партнёра Т. Герино.

Во второй половине 19 века труппа Большого театра уже имела устойчивые традиции, что обусловило успех балетов с характер­ными танцами, включавших комедийные и драматические эпизоды («Конёк-Горбунок» Пуньи, поставленный А. Сен-Леоном в 1866 и ставший самым репертуарным балетом московской сцены, «Дон Кихот» Л. Минкуса, специально поставленный для Москвы М. И. Петипа, 1869). В 1877 В. Рейзингер впервые поставил «Лебе­диное озеро» П. И. Чайковского, однако подлинную славу этот балет получил позднее в постановке Л. И. Иванова и М. И. Петипа. Известностью пользова­лись артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Ни­колаева, А. И. Собещанская, П. М. Кар­пакова, Л. Н. Гейтен, С. П. Соколов, В. Ваннер, Ф. А. Рейнсгаузен, В. Ф. Гельцер, семьи Манохиных, Домашёвых, Ермоловых; в конце 19 века — А. А. Рославлева и А. А. Джури.

Новый этап в развитии московского балета начался с приходом в 1899 в Большой театр балетмейстера А. А. Горского. Он стремился освободить балет от рутины и штампов, обогатив его достижениями современного драматического театра и изобразительного искусства. Это выразилось в новых редак­циях балетов классического наследия («Дон Кихот», 1900, и других), в постановке спек­таклей «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910) и др. Горский ставил также балеты на музыку, не предназначенную для танца («Любовь быстра!» на музыку Э. Грига, 1913, «Пятая симфония» на музыку А. К. Глазунова, 1916, и др.). В спектаклях Горского расцвело дарование Е. В. Гельцер, С. В. Фёдоровой, А. М. Балашовой, В. А. Каралли, В. Д. Тихомирова, М. М. Мордкина, Л. Л. Новикова, В. А. Рябцева и других. Во 2-й половине 19 — начале 20 веков выросла музыкально-сценическая культура балетного спектакля. В Большом театре балетами дирижировали П. Лузин, С. Я. Рябов, А. Ф. Аренде. Спектакли оформлял мастер балетной феерии К. Ф. Вальц. В начале 20 века декорации к нескольким балетам создал художник А. Я. Головин; с Гор­ским работал К. А. Коровин и другие. Октябрьская революция 1917 открыла перед московским балетом новые пути. Встала задача сберечь классическое наследие, донести его до нового зрителя. В 1919 впервые в Москве был поставлен «Щелкунчик» П. И. Чайковского (балетмейстер Гор­ский), осуществлены новые постановки «Лебединого озера» Чайковского (Гор­ский, при участии Вл. И. Немировича-Данченко, 1920), «Жизели» Адана (Гор­ский, 1922), «Эсмеральды» Пуньи и Р. М. Глиэра (В. Д. Тихомиров, 1926) и др. Наряду с этим Большой театр делал первые эксперименты в воплощении современной темы (детский балет-феерия «Вечно жи­вые цветы» на музыку Б. В. Асафьева в постановке Горского, 1922, и др.), шло обо­гащение хореографического языка («Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, постановка К. Я. Голейзовского, 1925, и др.). Этап­ное значение приобрёл спектакль «Крас­ный мак» Р. М. Глиэра (балетмейстеры Л. А. Лащилин и Тихомиров, 1927), в котором реалистическое раскрытие современной темы было основано на претворении и разви­тии классических традиций, использовании современных бытовых танцев. В творческих поисках участвовали артисты Е. В. Гельцер, М. П. Кандаурова, В. В. Кригер, М. Р. Рейзен, А. И. Абрамова, В. В. Куд­рявцева, Н. Б. Подгорецкая, Л. М. Банк, Е. М. Ильюшенко, В. Д. Тихомиров, Л. А. Жуков, В. А. Рябцев, В. В. Смольцов, Н. И. Тарасов, В. И. Цаплин и другие.

В 20-х годах в Москве возникали и другие хореографические коллективы, в том числе студии А. Дункан, В. В. Майи, «Драмбалет» Н. С. Греминой, «Московский балет» (1922, руководитель Голейзовский), а также «Московский художественный ба­лет» (1929), который до 1939 возглавляла В. В. Кригер; в 1939 он вошёл в состав Музыкального театра имени Вл. И. Немиро­вича-Данченко (с 1941 — Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Не­мировича-Данченко).

30-е годы были ознаменованы крупными успехами в воплощении историко-революционной темы («Пламя Парижа» Асафьева, постановка В. И. Вайнонена, 1932, Большой театр) и образов литературной классики («Бахчиса­райский фонтан» Асафьева, постановка Р. В. Захарова, 1936, там же). В 1936—39 балетную труппу Большого театра возглав­лял Р. В. Захаров (работал балетмейсте­ром и оперным режиссёром до 1956). Балет приблизился к литературе и драматическому театру. Повысилось значение режиссуры и актёрского мастерства, спектакли обре­ли драматургическую целостность, более глу­бокой стала психологическая разработка характеров. Существенную роль сыграли спектакли Большого театра «Три толстяка» В. А. Оранского (балетмейстер И. А. Мои­сеев, 1935), «Светлана» Д. Л. Клебанова (балетмейстеры А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин, 1939), «Кавказский пленник» Асафьева (балетмейстер Захаров, 1937) и Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко «Цыгане» Васи­ленко (балетмейстер Н. С. Холфин, 1938), «Ночь перед Рождеством» Асафье­ва (балетмейстеры Ф. В. Лопухов и В. П. Бурмейстер, 1938). В этот период достигло расцвета искусство М. Т. Семёно­вой, О. В. Лепешинской, А. Н. Ермолае­ва, М. М. Габовича, А. М. и С. М. Мессерер, начиналась деятельность С. Н. Головкиной, И. В. Тихомирновой, Ю. Г. Кондратова, А. И. Радунского и других. В оформлении балетных спектаклей участвовали художники В. В. Дмитриев, П. В. Вильяме, Б. И. Волков и другие. Высокого дирижёрского мастерства достиг в балете Ю. Ф. Файер.

В годы Великой Отечественной войны часть балетной труппы Большого театра была эвакуирована в Куйбышев, а часть дава­ла спектакли в филиале. Театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немиро­вича-Данченко показал «Штраусиану» на музыку И. Штрауса (1941) и «Лолу» Василенко (1943), оба — балетмейстер Бурмейстер. Бригады артистов Москвы неоднократно выезжали на фронт.

В 1944—64 (с перерывами) балетную труппу Большого театра возглавлял Л. М. Лавровский. Были осуществлены постановки (ниже в скобках — фамилии балетмейстеров): «Золушка» (Захаров, 1945) и «Ромео и Джульетта» (Лавров­ский, 1946) С. С. Прокофьева, «Мирандолина» Василенко (Вайнонен, 1949), «Медный всадник» Глиэра (Захаров, 1949), «Шурале» Ф. 3. Яруллина (Л. В. Якобсон, 1955); «Лауренсия» А. А. Крейна (В. М. Чабукиани, 1956) и другие. Неод­нократно возобновлялись балеты классического наследия: «Жизель» Адана (1944) и «Раймонда» Глазунова (1945) в постановке Лав­ровского, и другие. Гордостью Большого театра стало искусство Г. С. Улановой; образы, созданные ею, покоряли своей лирико-психологической выразительностью. Выросло новое поколение выдающихся артистов: М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, Я. Г. Сангович, В. А. Преображенский, Ю. Т. Жданов, Г. К. Фарманянц, А. А. Лапаури, Б. И. Хохлов, В. А. Левашов, Н. Б. Фадеечев, Я. Д. Сех и другие.

В 1941—71 балетной труппой Музы­кального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко руково­дил В. П. Бурмейстер. Значительную роль сыграли его новые редакции классических спектаклей («Эсмеральда» Пуньи, Глиэ­ра, Василенко, 1950; «Лебединое озеро» Чайковского, 1953), постановки на современную тему («Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа, 1948, и др.), спектакли на исторические темы («Жанна д'Арк» Н. И. Пейко, 1957) и сказки («Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского, 1963). Здесь выросли талантливые танцовщики: М. С. Сороки­на, В. Т. Бовт, Э. Е. Власова, А. В. Чичинадзе, А. А. Клейн, И. В. Курилов и другие.

Новый период в развитии московского балета начался с конца 50-х годов. В репертуар Большого театра были включены этапные для советского балета спектакли «Ка­менный цветок» Прокофьева (1959) и «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965), поставленные Ю. Н. Григоровичем. Расширился круг образов и идейно-нравственных проблем, возросла роль танцевального начала, обогатилась хоре­ографическая лексика, велись интересные по­иски в воплощении современной темы. Это на­шло отражение в спектаклях: Н. Д. Ка­саткиной и В. Ю. Василёва — «Ванина Ванини» (1962) и «Геологи» («Герои­ческая поэма», 1964) — оба Н. Н. Каретникова; О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури — «Подпоручик Киже» на музы­ку Прокофьева (1963); Голейзовского — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964); Лавровского — «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1960). На­ряду со зрелыми мастерами Плисецкой, Тимофеевой, Фадеечевым и другими ведущее положение заняла талантливая моло­дёжь: Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, В. В. Васильев, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, М. Э. Лиепа и другие.

С 1964 главным балетмейстером Большого театра стал Григорович, закрепивший и развивший прогрессивные тенденции в деятельности балетной труппы. Новые спектакли театра «Весна священная» И. Ф. Стравинского (балетмейстеры Ка­саткина и Василёв, 1965), «Кармен-сюи­та» Ж. Бизе — Р. К. Щедрина (А. Алонсо, 1967), «Асель» В. А. Власова (О. М. Виноградов, 1967), «Икар» С. М. Слонимского (В. В. Васильев, 1971), «Анна Каренина» Щедрина (Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, 1972) и другие отмечены интерес­ными творческими поисками.

Выдающееся значение для советского балета имел спектакль «Спартак» Хачатуряна, поставленный Григоровичем (1968). Им осуществлены также спектакли на исторические («Иван Грозный» на музыку Про­кофьева в аранжировке М. И. Чулаки, 1975)   и современные («Ангара» А. Я. Эшпая, 1976)  темы, синтезировавшие и обобщив­шие творческие поиски предшествующих пе­риодов в развитии балета. Им свойствен­ны идейно-философская глубина, богат­ство хореографических форм и лексики, драматургическая целостность, широкое развитие действенного симфонического танца. В свете новых творческих принципов Григоровичем были осуществлены новые постановки ба­летов Чайковского «Спящая красавица» (1963 и 1973), «Щелкунчик» (1966), «Ле­бединое озеро» (1969).

В 50—70-е годы балетными спектаклями Большого театра дирижировали Ю. Ф. Файер, Г. Н. Рождественский, А. М. Жюрайтис, А. А. Копылов и другие. В оформлении участвовали художники В. Ф. Рындин, Э. Г. Стенберг, А. Д. Гончаров, Н. Н. Зо­лотарёв, Б. М. Мессерер, В. Я. Левенталь и другие. Художник всех спектаклей Григоровича — С. Б. Вирсаладзе.

Во второй половине 70-х годов в Большой театр пришла талантливая молодёжь: Л. И. Семеняка, Т. Н. Голикова, Н. В. Павлова, А. А. Михальченко, А. Ю. Богатырёв, В. М. Гордеев, Б. Б. Акимов и другие. Ба­летной труппой Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немиро­вича-Данченко с 1971 руководит А. В. Чичинадзе. Им поставлены «Золушка» Прокофьева (1971), сюита на музыку «Гаянэ» Хачатуряна (1972), «Степан Разин» Н. Н. Сидельникова (1977) и др.

Наряду с балетными театрами в Москве работают академический Ансамбль народного танца СССР (руководитель И. А. Моисеев), академический хореографический ансамбль «Берёзка» (руководитель Н. С. Надеждина) и ансамбль «Классический балет» (руководители Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв). В Москве показывают своё искусство коллективы и отдельные исполнители Советского Союза и других социалистических стран (труппа Будапештского оперного театра, «Комише опер» из ГДР и другие), а также Франции («Гранд-Опера», Марсельский балет и другие), США («Нью-Йорк сити балле», «Америкен балле тиэтр», танцевальные труппы А. Эйли, X. Лимона, П. Тейлора), Великобритании (Ко­ролевский балет Великобритании), Бель­гии («Балет XX века») и другие. Многие зарубежные артисты проходят стажиров­ку в Большом театре. С 1969 проводится Международный конкурс артистов балета (1 раз в 4 года). Артистов балета готовит Московское хореографическое училище, балетмейстеров и балетоведов — ГИТИС имени Луначарского (см. Театрального искусства институт).

Балетные коллективы Москвы неоднократно гастролировали во многих странах.