Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Киндариум детские пледы покрывала.

Автомобильный завод имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ)

Автомобильный завод имени И. А. Лихачёва

ЗИЛ (Автозаводская улица, 23), головное предприятие производственного объединения ЗИЛ (куда входят ещё 15 заводов). Выпускает грузовые (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133) и легковые (ЗИЛ-115, ЗИЛ-117) автомобили и запчасти к ним, домашние холодильники, специальное и нестандартное оборудование, все виды оснастки, режущий и мерительный инструмент для собственных нужд. Основан в 1916 «Товариществом на паях автомобильного московского завода АМО» (Акционерное машиностроительное общество). 28 июня 1918 национализирован. В этот день здесь на митинге выступил В. И. Ленин (мемориальная доска); на месте выступления ему воздвигнут в 1956 памятник (скульпторы Ю. П. Поммер и А. А. Стемпковский). В годы Гражданской воины на заводе ремонтировались грузовые и легковые автомобили, затем изготовлялись автомобильные двигатели, с 1924 — грузовые автомобили АМО-Ф-15. В годы 1-й пятилетки завод реконструирован; было создано поточно-конвейерное производство грузовых автомобилей АМО-2, затем АМО-3. В 1933—37 реконструирован вторично (коллектив архитекторов под руководством Е. М. Попова, консультанты — братья Веснины), что позволило значительно увеличить выпуск машин. С 1934 начали выпускаться грузовые автомобили ЗИС-5 и ЗИС-6, автобусы ЗИС-8, с 1936 — легковые автомобили ЗИС-101.

Завод ЗИЛ
Автомобильный завод имени И. А. Лихачёва. Один из цехов.

В 1941 основное оборудование эвакуировано в тыл, где были созданы Ульяновский и Миасский автомобильные, Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский арматурный и Ирбитский мотоциклетный заводы. В 1941—45 завод выпускал также вооружение и боеприпасы. 16 тысяч автозаводцев участвовали в боях в составе 63-й и 24-й танковых бригад. 8 тысяч человек погибли. Тысячи воинов-автозаводцев награждены орденами и медалями, 17 человек удостоены звания Героя Советского Союза (А. И. Гусев, В. И. Гущин, П. А. Джибелли, В. Ф. Кузьмичёв, А. Г. Курзенков, М. Ф. Марьяновский, К. А. Новиков, М. С. Огарёв, Г. М. Прокофьев, И. В. Раевский, Б. М. Ривкин, Ибаррури Рубен Руис, А. И. Свистунов, П. Т. Таранцев, В. С. Терещенко, А. А. Тряскин, А. Д. Фёдоров). На главной аллее возвышается монумент в честь ратных и трудовых подвигов автомобилестроителей в годы Великой Отечественной войны (1969; архитектор Г. В. Егоров, художник И. И. Степанов).

В 1946—48 проведена третья реконструкция ЗИЛ. Выпуск грузовых автомобилей достиг 100 тысяч в год. В 1946—49 на заводе изготовлялись автобусы ЗИС-154, в 1949—57 — ЗИС-155, в 1956—60 — ЗИЛ-127. С 1956 завод носит имя И. А. Лихачёва, который был его директором в течение 25 лет (до 1950). У проходной завода в 1958 воздвигнут бюст Лихачёва (скульптор М. Г. Манизер). В 1962 началась техническая реконструкция завода, позволившая без остановки производства перейти к выпуску более совершенных грузовых автомобилей ЗИЛ-130 (с 1964) и ЗИЛ-131 (с 1969). В 1978 произведено свыше 200 тысяч автомобилей. 3/4 продукции выпускается с Государственным знаком качества. Автомобили с маркой ЗИЛ работают более чем в 50 странах. На заводе 19 комплексно-механизированных цехов и 39 участков, более 990 автоматических и поточно-механизированных линий, 134,6 км транспортных конвейеров. Уровень механизации транспортно-складских работ 92%. Объединение ЗИЛ располагает научно-исследовательскими подразделениями (в том числе 60 лабораториями) с высококвалифицированными специалистами; на головном заводе работают 56 докторов и кандидатов наук. В 1979 в объединении было свыше 54 360 ударников, 28 цехов, 198 участков, 462 смены, 1110 бригад коммунистического труда. За успехи в труде тысячи автозаводцев удостоены правительственных наград, 12 человек — звания Героя Социалистического Труда: штамповщица (ныне мастер) К. А. Артёмова, стерженщица Ю. Т. Барулина, директор завода П. Д. Бородин, стерженщица (ныне пенсионер) К. Д. Емельянова-Щукина, старший мастер (ныне заместитель начальника цеха) В. К. Кокошка, кузнец-штамповщик К. Н. Малин, водитель А. Я. Манахтин, старший мастер В. Е. Маркина, слесарь-инструментальщик Н. Г. Мячин, слесарь В. С. Павловский, наладчица (ныне мастер) М. А. Садова, начальник участка (ныне заместитель начальника цеха) К. Г. Утёнков. Главному технологу С. М. Степашкину и заместителю главного конструктора И. И. Шклярову присуждена Ленинская премия, 31 работнику — Государственная премия СССР. Завод награждён 3 орденами Ленина (1942, 1949, 1971), орденами Октябрьской Революции (1975) и Трудового Красного Знамени (1944). Имеются Дворец культуры (1937, архитекторы братья Веснины), стадион на 23 тысячи мест. Футбольная команда ЗИЛ «Торпедо» — трёхкратный чемпион СССР, пятикратный обладатель Кубка СССР. Многотиражная газета «Московский автозаводец» (с 1928; название менялось; в 1979 награждена орденом «Знак Почёта»).