Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

НАМИ, Автомобильный транспорт, Автовокзалы

Автомобильный и автомоторный институт

Центральный научно-исследовательский, НАМИ (Автомоторная улица, 2), головной институт автомобильной промышленности в области совершенствования и развития конструкций автомобилей, автобусов, прицепного состава, двигателей и автомобильных агрегатов. Основан в 1918 как лаборатория и мастерские по автомобильному делу при ВСНХ. Одним из организаторов института был Е. А. Чудаков. В 1930 часть института, связанная с дизелестроением, выделилась в Научно-исследовательский дизельный институт (впоследствии ЦНИДИ), а часть, связанная с авиамоторостроением, — в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). В 1946 тракторный отдел института преобразован в Научно-исследовательский Тракторный институт (НАТИ). НАМИ (от одного из прежних названий — Научный автомоторный институт) имеет крупнейший в мире автополигон для проведения ресурсных, контрольных и тематических испытаний автомобилей (в Дмитрове). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1940). На территории института — памятник погибшим в Великую Отечественную войну.

 



Автомобильный транспорт

Первые легковые автомобили (главным образом немецкого производства) появились в Москве в начале 1900-х годов, грузовые — в 1907. В 1904 в Москве было 115 автомобилей, в 1915 — 1300. С 1924 стали эксплуатироваться грузовые автомобили отечественного производства АМО-Ф-15; первые из них участвовали в параде на Красной площади 7 ноября. В том же году в Москве открылись автобусные маршруты. В 1925 появились такси (фирм «Рено» и «Фиат»), а в 1932 — советские легковые автомобили-такси ГАЗ-А. Автомобильный транспорт общего пользования Мосгорисполкома сосредоточен в Главмосавтотрансе, Мосавтолегтрансе и в Управлении пассажирского автотранспорта. Ежедневно около 70 тысяч грузовых и легковых автомобилей и автобусов занято автотранспортными перевозками грузов и пассажиров в Москве. Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования составили 7 млн. тонн в 1940, 114 млн. тонн в 1965, 161 млн. тонн в 1973, 209 млн. тонн в 1978. В Москве — около 200 тысяч личных автомобилей. К Москве подходит 13 автомобильных дорог всесоюзного значения, переходящих в черте города в крупнейшие номерные магистрали. См. также Автобус, Такси, Дорожное движение.

 



Автостанции междугородных сообщений

В Москве (1978) 7 автостанций междугородных сообщений (автовокзалов). Наиболее крупная из них — «Щёлковская» (Щёлковское шоссе, 75/2), открылась в 1972; отсюда уходят автобусы во Владимир, Воронеж, Горький, Иваново, Калинин, Кострому, Курск, Липецк, Новгород, Псков, Тулу, Ярославль и другие города (самый дальний маршрут — до Харькова). Пригородные маршруты начинаются от автобусных станций «ВДНХ», «Ждановская», «Измайловский парк», «Каширская», «Юго-Западная» (все они находятся вблизи соответствующих станций метро), «Тишинская» (на Тишинской площади).

 

Здание автостанции (автовокзала) «Щёлковская»
Здание автостанции (автовокзала) «Щёлковская» на Щёлковском шоссе